[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 142(1815), 6 августа 1998
SPb Ved gerb

Четвертое измерение
В Эрмитаже открылась выставка произведений Рене Магритта Биографы Магритта сообщают, что в начале своей деятельности художник зарабатывал себе на жизнь, рисуя букеты и орнаменты для обоев.

Французские обои всегда отличались изысканным изяществом. Но этим сейчас нет, наверное, цены, ведь рисовавший их автор давно стал классиком, и работы его хранятся в крупнейших коллекциях мира. В частности, в Нью-Йоркском музее современного искусства, в Вашингтонской национальной галерее, в Лондонской галерее Тейт, в Бельгийском королевском музее изящных искусств в Брюсселе.

Именно добрая готовность этих музеев к сотрудничеству позволила российским зрителям впервые увидеть произведения Магритта. На выставку (она организована собранием "Менил" (США) при участии финского художественного центра Ретретти), которая затем будет экспонироваться в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, отобрано 28 картин и 2 скульптуры. Большая часть работ представлена всемирно известной коллекцией "Менил" из Хьюстона. Ее в свое время собрала семья коллекционеров и меценатов Доменик и Джон де Менил. Ценитель и знаток искусства Доменик де Менил была горячим энтузиастом выставки работ Магритта в России, но ушла из жизни, не дожив до ее открытия.

В своих полотнах Магритт сразу заявил себя как художник-модернист, пройдя через такие его течения как экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, сюрреализм, крупнейшим представителем которого в новейшем искусстве он и стал.

Экспозиция охватывает период от 1925 по 1967 год _ практически весь творческий путь бельгийского художника. Его называли певцом тоски и страха. О нем писали, что он поставил под сомнение художественные условности. Его не понимали, когда он протестовал против описания изображения словами. "Это не трубка" _ подписывал он полотно, на котором была изображена именно трубка. И это был не эпатаж, вернее, не только эпатаж. Магритт считал, что у каждого искусства свои средства выразительности, и словами не выразишь то, что можно передать цветом и формой.

Он владел и тем и другим в совершенстве. В его произведениях скрыта волшебная тайна, он как бы вовлекает нас в полотно, где перед зрителем предстает безмолвный мир, такой знакомый и такой _ "другой".

Мир других измерений. Специалисты считают, что Рене Магритт сумел, не понижая уровня художественного творчества, сделать сложнейшее направление нового искусства _ сюрреализм _ доступным самому широкому кругу зрителей.

Выставка посвящена столетию со дня рождения мастера. Сегодня он известен во всем мире, ценим и знатоками-эстетами, и самой широкой публикой. Счастливая судьба. И, наверное, в эти дни круг почитателей таланта Рене Магритта станет еще шире.

Мария ИЛЬИНАФото Дмитрия СОКОЛОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]