[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 135(1808), 23 июля 1998
SPb Ved gerb

Обыкновенный сюрреализм
Сальвадор Дали в нью-йоркской тюрьме Эту экстравагантную ситуацию можно считать посмертной шуткой великого маэстро сюрреализма, который более полувека завораживал публику своими мистификациями, умудряясь приковывать мировое внимание не только к создаваемым им сверхзамысловатым картинам, но и к своим шизофреническим выходкам, естественным продолжением которых были его знаменитые "носорожьи усы" _ предмет особой гордости их носителя, _ лихо загнутые и устремленные вертикально вверх.

А ситуация и в самом деле представляется сюрреалистической, хотя за ней обнаруживается стопроцентно реальный и совершенно конкретный факт.

_ В заурядной нью-йоркской тюрьме в районе Рикерз Айлэнд обнаружена подлинная, оригинальная (как все, что делал этот корифей) картина Дали. Как такое могло произойти? Кажется, художника никогда не занимала тема уголовного мира, известно также, что заказов для тюрьмы он не выполнял. Тем не менее картина его кисти, подлинность которой установили эксперты, украшает тюремную (внутреннюю) стену.

Висит она _ размером 120 см на 150 см _ в проходе к офису тюрьмы, между автоматом для продажи кока-колы в банках и платным телефономавтоматом, рядом, пардон, с туалетом. По пути в этот чрезвычайно важный пункт охранники торопливо проходят мимо произведения искусства, не обращая на него никакого внимания.

Чуть больше эмоций выказал один из них, капитан Энтони Бианчи, итальянские предки которого имели отношение к продаже произведений искусства. Бородатый, с квадратной грудью, Бианчи служит в этой тюрьме уже 18 лет, но все еще не перестает удивляться тому, что произведение самого Дали оказалось не в музее, а в "приюте" для зеков. Недавно три специалиста из нью-йоркского музея весь день провели здесь, _ говорит он, _ сняли картину со стены, в отдельной комнате рассматривали ее так и сяк, даже обнюхали, как мне показалось, что-то с ней делали, у них было много непонятных мне инструментов, потом снова вставили вещь в раму, повесили на прежнее место, а уходя, пожали мне руку и сказали: "Поздравляем, у вас подлинный Дали!". Ну еще бы не подлинный, я это и без них знал. Стоило ли тратить целый день на это..." Так простодушно говорит страж тюрьмы и страж картины Энтони Бианчи. И делает свое заключение: "Раз эта вещь не в музее, а у нас, значит _ это наше сокровище".

На картине, написанной акварелью и углем, в сплетении темных линий можно увидеть, если вглядываться сосредоточенно, человека на кресте; его руки разведены в стороны (на память сразу приходит известная картина Дали "Христос св. Иоанна", где эта деталь повторяется), правый глаз испепеляюще сверкает. Но всего этого зритель, если ограничится быстрым взглядом, сразу на разлядит. В первое мгновение в сплетении темных линий видишь только птичье гнездо... Потом все более отчетливо проступают контуры большого креста, а то, что первое мгновение показалось гнездом, постепенно превращается в черную копну не то волос, не то терновника с колючками, и оттуда, из темного пятна, высверкивает окровавленный глаз... И кровь, стекающая струей вдоль длинного, изломанного тела.

В общем, мастер шокирующих эффектов и в этой картине остался верен своей излюбленной манере. Но главный вопрос: как случилось, что оригинальное творение знаменитого сюрреалиста, чьи работы продавались за миллионы долларов, оказалось "в застенках" этой островной тюрьмы Нью-Йорка?

А было это так. В феврале 1965 года Сальвадор Дали, живший в номере гостиницы "Сент Рэджис", что на 5-й авеню, запланировал визит в тюрьму "Рикерз Айлэнд". Славящийся своими причудами и безудержной саморекламой (то и другое всегда состояли в неразрывной взаимосвязи), художник пожелал отправиться туда не как все нормальные люди, обычным транспортом, а непременно в утлой лодчонке по East River, речке, омывающей островок с тюрьмой на нем.

Дали этим жестом хотел продемонстрировать солидарность с "коллегами", с художниками-зеками (или претендовавшими на то, что они художники, а не обыкновенные наркоманы...), которые по злосчастью судьбы томились за решетками тюрьмы. Дух солидарности у знаменитого испанца проснулся не на пустом месте: в 20-х годах, когда он сам был студентом художественного училища и "бузил" вместе с другими молодыми бунтовщиками, его на пару недель заключили в тюрьму _ для острастки.

Однако поход, о котором громко было объявлено в нью-йоркской печати (Дали позаботился об этом), не состоялся. В тот день 26 февраля ассистент художника позвонил организатору поездки и ответственному за ее рекламное обеспечение Нику Перифаносу, чтобы сообщить, что Дали сильно болен и не в состоянии совершить эту "речную одиссею". Так обыкновенная простуда отняла у великого сюрреалиста возможность украсить свою коллекцию чудачеств еще одной экстравагантной выходкой.

Но даже у такого законченного циника, как Дали, заговорила совесть. Он не хотел разочаровывать заключенных, которые с таким нетерпением ожидали его. Он попросил принести ему огромный квадрат толстой, как картон, бумаги, краски, кисти и полулежа на кровати в пижамном одеянии принялся за работу. Через 1 час 15 минут Дали поставил на готовой картине подпись, дату. В самом низу картины художник, который всю жизнь был не в ладах с английской грамматикой, написал по-английски посвящение: "Для столовая заключенных на Рикерз Айлэнд. Дали".

Картину передали Нику Перифаносу, а он ее в тот же день отвез и передал с рук на руки тюремному начальству.

С тех пор прошло 33 года. Картина сохранилась неплохо, только вот бумага под воздействием времени из когда-то белой стала желтоватой.

Картина, по оценке специалистов, стоит от 175 до 200 тысяч долларов.

Ирония и, может быть, еще одна шуточка Дали, заключаются в том, что сами-то заключенные, которым эта картина некогда была подарена, ее никогда не видят (до столовой дар художника так и не дошел), они содержатся взаперти в своих камерах, в нескольких сотнях метров от места, где она висит. Ее могут видеть только охранники. Искусство в этом мрачном учреждении не принадлежит заключенному народу. Удивительно, что такую простую вещь не сумел предвидеть знаменитый сюрреалист, когда он задумал свою (единственную в жизни) благотворительную акцию.

Илья ВАРТАНОВ,наш собкор Лос Анджелес


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]