[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 127(1800), 11 июля 1998
SPb Ved gerb

Поздравляем!
Лидер Был такой эпизод в жизни опытно-конструкторского бюро "Электроавтоматика". Здесь на собрании чествовали лучших людей, говорили о них хорошие слова, вручали им цветы... Но первый же из них, сойдя со сцены, подошел к человеку преклонных лет, сидевшему в зале в первом ряду, к пенсионеру, ушедшему на заслуженный отдых еще в 1982 году, и передал цветы ему. Затем также поступил второй, за ним _ третий...

Этот человек _ Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии, кавалер двенадцати других правительственных наград Павел Алексеевич Ефимов. Сегодня ему исполняется 90 лет. И дай Бог, как говорится, здоровья и бодрости этому замечательному человеку еще на многие годы!

В его судьбе _ судьба страны. Крестьянский сын сначала стал кузнецом на Кировском заводе, а затем прошел путь до главного инженера предприятия. В предвоенные годы в группе специалистов-самолетостроителей был командирован в США для приобретения зарубежного опыта и закупки оборудования.

В начале войны он блестяще организует эвакуацию производств из Ленинграда, монтаж и запуск оборудования в Раменском Московской области. После войны с минимальными потерями осуществляет реэвакуацию.

Уже тогда он был известен как организатор производства. И когда страна начала создавать опытно-конструкторские бюро отечественного приборостроения, Ефимов был назначен руководителем одного из них. Он основоположник и главный создатель "Электроавтоматики", которой руководил 36 лет.

Сегодня кажется естественным существование авиационных цифровых управляющих комплексов. Но специалисты знают, что первые такие комплексы были созданы для самолетов генеральных конструкторов Р. А. Белякова и П. О. Сухого в шестидесятых и семидесятых годах ленинградскими коллективами, которыми руководили главные конструкторы П. А. Ефимов и В. И. Ланердин.

ОКБ имени Туполева, знаменитые Ту... Все значительные разработки этого коллектива _ гражданские Ту-144, Ту-154, Ту-204, Ту-334, самолеты дальней и стратегической авиации Ту-22, Ту-95, Ту-160 _ укомплектованы системами и комплексами Главного конструктора авиационной техники П. А. Ефимова. "Электроавтоматика" принимала участие и в космических программах, в разработке систем индикации "Бурана".

Многие знают Павла Алексеевича не только как выдающегося конструктора, но и просто как человека. Постоянно навещая высокие кабинеты, он умел быть дипломатом, действовал с хитрецой. А надо было _ шел напролом. Еще во времена становления "Электроавтоматики" его обвинили в "самовольном захвате производственных площадей". Вызвали на бюро райкома, постановили: "Исключить из партии!" Он все выслушал, а потом сказал: "Послушайте, а ведь я _ беспартийный..." Так оно тогда и было.

Порой он был горяч. На его рабочий стол положили кусок прозрачной пластмассы, ибо стекла он неоднократно разбивал карандашом, зажатым в кулак... Однако он удивительно ценил и понимал окружающих, возвращался из командировок с редкими лекарствами для своих сотрудников. Обедал вместе со всеми в рабочей столовой и не представлял, что даже у руководителя высокого ранга могут быть какие-то привилегии.

Уважение к нему всегда сливалось с любовью. Но если спросить у людей, работавших с Главным конструктором, какова его самая отличительная черта, они ответят: "Ярчайшая фигура. Лидер!"

Редакция "Санкт-Петербургских ведомостей" искренне присоединяется к тем сердечным приветствиям, которые прозвучат сегодня в адрес юбиляра.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]