[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 126(1799), 10 июля 1998
SPb Ved gerb

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ" страница
Отдел Служба выпуска РАЗМЕТКА К ПРОИЗВОДСТВУ: Автор Владимир Добряков В номер на Готовил Полоса Файл Z:\TEXT\SL-VYP\DOBRIAK\DOROGI.DOC Дата ВИЗЫ: Зав. отделом Время Нач. юр. службы Наборщик Ольга Леонтьева 1-й зам. отв. секр.

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ: Зам. гл. ред.

на полосе не позднее Ред. номера Наши дороги не плохие, они и бедные Но вот-вот станут платными Но эти средства обязательно окупятся с лихвой, считает статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной дорожной службы России Олег СКВОРЦОВ. Знаменитое высказывание классика о дураках и дорогах до сих пор актуально для России. С первыми все ясно: они были и будут в любые времена, это непоправимая данность, с которой приходится мириться. С болезненным состоянием дорог, которое является столь же непреложным жизненным фактом, можно и нужно бороться. Почему же России не удается преодолеть хроническое отставание дорожного хозяйства от всего остального мира?

_ Олег Вячеславович, ваша служба существует год. Срок, конечно, невелик, но что-то наверняка уже сделано. Во всяком случае, в последнее время заговорили о серьезных законодательных инициативах ФДС, в том числе о проекте федерального закона "Об автомобильных дорогах России".

_ Такого документа в России еще не было. Закон определит статус дорог как народного достояния, которое надо беречь, охранять и развивать. Он будет регламентировать права и обязанности тех, кто дорогами пользуется. Не только автомобилистов, но и пешеходов, владельцев придорожных сооружений. С последними сегодня немало проблем. С одной стороны, хорошо, что на шоссе появилось множество бензоколонок, магазинов, кафе, мотелей и т. д. С другой _ хаотичная застройка вдоль дорог не в лучшую сторону влияет на безопасность движения, значительно удорожает процесс их развития.

_ Закон введет какую-то плату за пользование придорожным пространством?

_ Нет, мы этого не предусматриваем.

_ Правда ли, что у нас скоро появятся платные дороги?

_ Да, это почти реальность. На проект закона о платных дорогах уже получены заключения всех специалистов. Вот-вот последние коррективы внесут юристы, после чего законопроект передадут для обсуждения парламентариям.

Платные дороги с особым режимом движения (к примеру, с повышенной скоростью) существуют во всем мире. Россия долго игнорировала этот факт. Но теперь и сами автолюбители, побывавшие за границей и убедившиеся в удобствах платных шоссе, настаивают на открытии таковых и у нас. Разумеется, проект содержит четкую норму о том, что платная дорога может быть открыта лишь в том случае, если к месту назначения, к которому она ведет, можно проехать и по другому, бесплатному пути. Кроме того, автомобилисты будут защищены еще рядом норм, в том числе и регулируемыми на федеральном уровне тарифами сборов.

Через строительство скоростных платных дорог, где отсутствуют развязки в одном уровне, прошли все страны, пережившие магистральный бум, связанный с автомобилизацией. Нам они необходимы, может быть, даже больше, чем другим, так как бюджет очень скудно финансирует автодорожное хозяйство. Полученные средства позволят хотя бы часть магистралей содержать в хорошем состоянии, развивать их более быстрыми темпами.

_ Кто сможет стать владельцем дороги?

_ Мы не ограничиваем круг владельцев. Хозяевами могут быть и группа бизнесменов, объединившихся в концессию, и частное предприятие, и акционерное общество. Владельцами могут стать также муниципалитет или государство в лице федеральных властей, что, кстати, очень распространено в США и Японии, дороги которых считаются лучшими в мире. Конечно, перед владельцами поставят несколько условий, невыполнение которых повлечет санкции.

_ Олег Вячеславович, людей очень волнует, будут ли повышаться ставки налогов?

_ В России самые низкие дорожные налоги. Это не голословное утверждение, а данные серьезного анализа. Именно поэтому мы настаиваем на постепенном увеличении налогов.

Давайте сравним годовые суммы дорожных налогов, которые уплачивают владельцы различных типов автомобилей в странах Европы и у нас.

Вот конкретные цифры.

Владельцы легкового автомобиля с объемом двигателя 1000 кубических сантиметров, с расходом горючего 1200 литров и пробегом в 15000 километров платят: в Австрии _ 489 долларов, в Германии _ 530, в Бельгии _ 838 долларов. В России годовой сбор с хозяев автомобиля такого типа составляет 91 доллар.

Владельцы комфортабельного и мощного автомобиля с объемом двигателя 1500 кубических сантиметров, с расходом горючего 2700 литров платят следующие налоги: в Австрии _ 1594 доллара, в Германии _ 1320, в Дании _ 1230, в Бельгии _ 3142. Россиянин отдает 289 долларов.

А вот налоги на владельцев грузовиков у нас уже ближе к европейским стандартам. В России хозяин 32-тонной машины должен отдать в казну 4865 долларов, в Дании _ 9420, в Австрии _ 14.299, в Финляндии _ 21.759 долларов.

Налогообложение за рубежом имеет свои особенности. На более мощные и комфортабельные легковые автомобили, которые приобретают люди побогаче, устанавливается налог в 3 _ 10 и более раз выше, чем на малолитражные. Аналогичная закономерность наблюдается и для грузовых автомобилей. Тяжелые грузовики относятся к коммерческому транспорту, а потому и налог на них значительно выше, чем на легковушки. В Австрии, например, почти все бремя уплаты налога ложится на владельцев тяжелых грузовиков.

_ Людей возмущает, что, несмотря на рост налогов, состояние дорог не улучшается. Например, два года назад строители капитально отремонтировали улицы, подъезды к домам и дворы. Дорожные строители ровнехонько положили везде свежий асфальт: ни колдобин, ни выбоин. Но уже через полгода начались разрушения.

_ Да, это, конечно, откровенная халтура за счет средств налогоплательщиков. Дорожное покрытие по российским стандартам должно служить 8 _ 12 лет с периодическим ремонтом отдельных участков. Один из методов борьбы с недобросовестностью _ заключение договоров с гарантией, когда подрядчик обязуется бесплатно исправить халтуру, выявленную в течение гарантийного срока. У нас было несколько подобных случаев на федеральных дорогах. К примеру, на шоссе Москва _ Минск строители устранили весь брак быстро и качественно, когда выяснили, сколько придется платить за неисполнение договорных условий по суду.

Гражданам могу посоветовать только одно _ засыпать свои муниципалитеты (городские дороги находятся в их ведении) жалобами, настаивать на регулярных проверках дорог после больших ремонтов.

В проекте федерального закона "Об автомобильных дорогах России"

мы предусмотрели несколько норм, которые должны пробудить заинтересованность ответственных местных чиновников содержать дороги в хорошем состоянии. Таким регионам федеральный бюджет будет отдавать предпочтение при финансировании строительства и ремонта дорог. Вообще же плачевное состояние наших дорог является следствием ошибочного избрания приоритетов в экономике. Знаменитые висячие мосты и многие основные магистрали США были построены в период глубочайшего кризиса, во времена Великой депрессии. Потому что там понимали: дорога _ это сотни тысяч рабочих мест, развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, то есть реальный подъем экономики конкретного края, решение социальных проблем.

Нынешних вложений в российские дороги, включая налоговые поступления, хватает только на латание дыр. На всю нашу громадную страну собирается 10 миллиардов долларов. Япония, которая имеет по сравнению с Россией крошечную территорию, расходует ежегодно на нужды дорожного хозяйства 100 миллиардов долларов. Так что наши дороги не плохие, они бедные.

Беседу провела Наталья


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]