[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 126(1799), 10 июля 1998
SPb Ved gerb

Компромисс в Ботническом заливе
В Ботническом заливе в 40 км от финского города Раума в конце июня _ начале июля сложилась непростая обстановка. Над невидимой точкой на 65-метровой глубине "зависли" на якорях буквально в метрах друг от друга судно шведской группы C-Star и финское "Тутка", а над их палубами возвышались стрелы прибывшего сюда 1 июля гигантского датского плавучего крана "Пернилле Дивер". Вокруг сновали катера финских пограничников с полицейскими на борту и суденышки таможенников. Что же происходило?

Наша газета уже рассказывала об обнаружении в этой точке на дне моря затопленной немецкой подлодкой осенью 1916 года шведской шхуны "Йончопинг" с грузом шампанского, других вин и коньяка, заказанных российской императорской армией и банком Финляндии (она входила тогда в состав империи). Как только об этом стало известно, вокруг находки разгорелся спор: кому теперь принадлежит право на груз? В дискуссии слишком много "составляющих": шведский перевозчик, российский и финский заказчики, отправитель из еще одной страны... Кроме того, юридически ситуация осложняется спором о том, кто нашел затопленное судно.

Документы о нем обнаружили четыре года назад шведы, поисковой экспедицией на шведском судне руководил финский капитан Маркку Канкаристо, впоследствии уволенный группой C-Star, и теперь представляющий на месте находки интересы финского водолазно-спасательного товарищества Idan tie (Восточный путь) и праправнука тогдашнего заказчика груза финского бизнесмена Петера Фрюкмана, претендующего на груз.

Несколько месяцев назад начались работы по фиксации места затопления, а затем и по подъему части груза. Их вели параллельно финны и шведы. После того как было продегустировано шампанское из поднятых водолазами бутылок (оно оказалось в полном порядке) и подсчитана примерная стоимость находящихся пока на дне 67 бочек (40.200 литров) коньяка, между шведами и финнами разгорелась настоящая война за право поднять груз. Первые хотят сделать это, подняв с помощью арендованного в Дании крана целиком всю шхуну, вторые намерены извлекать спиртное со дна бутылками и бочками.

Чтобы избежать столкновения на воде, шведы обратились за содействием к финской полиции. Но, как заявил криминальный комиссар Пентти Коски, поскольку право шведов на судно не является четко выраженным и бесспорным, дело надо решать в суде.

Сражаться же есть за что. По предварительным оценкам, одна бутылка этого шампанского может стоить у коллекционеров до 55 тысяч финских марок, а бочка коньяка (если он тоже окажется в порядке) _ до 50 млн.

3 июля местный суд вынес решение, что груз принадлежит первой обнаружившей его, шведской, стороне. Видимо, вердикт будет обжалован финнами, и борьба юристов обеих сторон продолжится, полагали наблюдатели.

Но к их удивлению, спорящие стороны нашли компромисс и подписали соглашение о том, что шведские водолазы и датский кран попытаются поднять шхуну, а финская группа обеспечит обслуживание водолазов и всей операции, получив за это в качестве вознаграждения четверть поднятого груза.

"Тутка" ушла с места событий, а на кране началась подготовка к подъему. По мнению капитана "Тутки" Яркко Кари, работы продолжатся несколько недель, так как видимость на дне очень плохая, а это замедляет работу.

Рудольф ХИЛТУНЕН,наш собкор Раума _ Хельсинки


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]