[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 121(1794), 3 июля 1998
|
Премьера
Куда разбежались клоуны?
В творчестве петербургского кинорежиссера Владимира Бортко отчетливо видит две линии, причем резко различные (почти взаимоисключающие). С одной стороны, Бортко активно работает на злобу дня, не пренебрегает конъюнктурой, чутко улавливает капризные изменения зрительских потребностей. Причем одинаково уверенно чувствует себя в самых разных жанрах: будь то социальная комедия _ "Блондинка за углом", "Удачи вам, господа!", экранизация классики _ "Собачье сердце", военная тема _ "Афганский излом". Каждый из этих фильмов прозвучал в свое время достаточно громко, но, кроме высокого уровня профессионализма, ничем особенным отмечен не был.
А параллельно с этим практически всю свою творческую жизнь режиссер снимает совсем другое кино _ очень личное, исповедальное, исследующее положение художника в современном мире. Сейчас, после выхода фильма "Цирк сгорел и клоуны разбежались", ясно вырисовываются очертания своеобразной трилогии "Мой папа _ идеалист" _ "Единожды солгав" _ "Цирк сгорел...". И если первый фильм еще с большой натяжкой можно было (по аналогии с Хуциевым) назвать "Мне 30 лет", то во втором и третьем совпадение с возрастными рубежами самого автора и его лирического героя, уже сомнению не подлежат. И прямая родственная связь сорокалетнего художника из "Единожды солгав" с пятидесятилетним кинорежиссером _ героем "Цирка..." очевидна.
Итак, перед нами кино о кино. В истории кинематографа немало блестящих примеров, когда под предлогом показа процесса съемок изнутри (так сказать, репортажа с места событий) создавались подлинные шедевры, проблематика которых выходила далеко за рамки показа "творческой кухни". Достаточно вспомнить "Восемь с половиной" Феллини, "Американскую ночь" Трюффо, "Все на продажу" Вайды, "Голос" Авербаха... Но Бортко оказался первым, кто показал, как кино... не снимают.
Герой "Цирка..." режиссер Худокормов вынужден заниматься не киносъемками, а поиском денег. Он мечется по опустевшим, заброшенным коридорам "Ленфильма", мотается по городу на своей старенькой "волге" (на которой подрабатывает извозом ради хлеба насущного), встречается с банкирами, бизнесменами, чиновниками, но желающих профинансировать свой будущий фильм так и не находит.
И нельзя сказать, что эта безрезультатная имитация бурной деятельности так уж его расстроила. Дело в том, что сам Худокормов не очень ясно представляет, каким должен быть его будущий фильм, и сценария (про который он с таким энтузиазмом "вешает лапшу на уши" своим собеседникам) у него еще нет. Он смутно ощущает потребность отразить окружающую его суматошно-непонятную действительность, но как это сделать, не знает. Да и в себе самом разобраться не может.
Ну а деньги (вернее их отсутствие) _ это дело десятое, хорошее оправдание затянувшейся творческой паузы. Николай Караченцов, которого наш кинематограф (и сам Бортко в том числе) часто и с удовольствием использовал в ролях "суперменского" плана, на этот раз неожиданно точно и интересно играет рефлексирующего интеллигента. Более того, Караченцову удается найти единственно верные интонации в моменты, когда экранная действительность плавно и незаметно от гротескных, но весьма достоверных и узнаваемых наших сегодняшних реалий начинает переходить в откровенно фантастические обстоятельства.
На пути Худокормова встает сама Смерть, принявшая облик молодой, соблазнительной женщины, которая обещает быстрое и безболезненное разрешение всех проблем. 50 _ это не 30 или 40, и такая перспектива может быть достаточно заманчивой, но только не для лирического героя Бортко _ Караченцова. Слишком велик в нем еще запас жизненных сил, и он способен лихо отплясывать на пепелище сгоревшего цирка-шапито (этот символический эпизод вселенского пожара открывает фильм), прогнав красавицу-смерть. Хотя все проблемы жизненного тупика остались при нем.
В фильме есть еще целый ряд прекрасных актерских работ (Зинаида Шарко, Нина Русланова). Хорош Рудольф Фурманов в роли разбогатевшего пройдохи-администратора... Но особенно хочется выделить маленькую роль Сергея Дрейдена (сценариста еще не написанного сценария, который зарабатывает на жизнь морением тараканов). Этот бывший драматург смирился со всеми дикостями действительности и отдается новому призванию со счастливой лучезарной улыбкой. Но одна мысль (может быть, последняя) его все же мучает и преследует: "Ведь это же будет несправедливо, если они (имеются в виду, конечно, не только тараканы) выживут, а мы подохнем".
Владимир ПОЛУШКО