[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 120(1793), 2 июля 1998
|
Берегись автомобиля!
Этот призыв совершенно недоступен разуму американцев. В отличие от россиян Кажется, совсем недавно, будучи в Петербурге, я был у нее в гостях. В свои далеко не молодые годы эта женщина сохранила замечательную ясность ума, веселый характер и песенную душу. Она могла бы спеть по памяти почти все песни из огромного репертуара Надежды Кадышевой. Я подарил ей три кассеты этой певицы, и был рад видеть, что угодил, подарок понравился. За чаем шутили, как всегда, слушали Кадышеву и громко подпевали ей. Хороший был вечер. Сделал на память об этой встрече несколько фотоснимков.
А через день мою добрую знакомую, переходившую дорогу рядом со своим домом на Новороссийской улице в районе Черной речки, сбил автомобилем какой-то подонок. Сбил и удрал, петляя по боковым улицам; несчастная женщина скончалась через два часа на операционном столе, не приходя в сознание.
Мне не впервые приходится писать о жестоких нравах на российских дорогах. Года два тому назад в одной из статей я приводил выдержку из составленного на английском языке "Руководства для выживания иностранцев в больших городах России" (заботливо распространяемого среди работников иностранных посольств, консульств и торговых представительств в Москве и Петербурге), которая предупреждает: "Будьте предельно осторожны в отношении автомобилей. Никогда не пересекайте улицу на уже мигающий зеленый свет. Если это все же случилось и вы еще на середине улицы, следуйте примеру русских и БЕГИТЕ" (выделено в оригинале. _ И. В.).
Бежать от автомобиля, спасая свою жизнь? Это нечто совершенно непонятное, недоступное разуму американцев. Говорю уверенно об этом, исходя из практики. Там, в США, в правилах дорожного движения жестко установлено и неоднократно подчеркивается, что пешеход имеет преимущественное право (и оно строжайшим образом соблюдается!) перед автомобилистом, когда он переходит улицу на нерегулируемом (светофором) перекрестке. Ни один водитель на городских магистралях не будет делать левый поворот (хотя ему горит зеленый свет!) или правый поворот, разрешенный при красном светофоре, пока хоть один пешеход семенит через улицу. Поток автомобилей покорно и терпеливо ждет, пока человек не уйдет с проезжей части дороги. Это привычная картина на улицах американских городов.
Тысячи и тысячи дорожных знаков предупреждают: "Осторожно, пешеходы!" _ и предписывают снижение скорости до 30 км в час. Для водителей это требование _ непреложный закон. Я, девять лет водивший автомобиль по дорогам Америки, тоже приучился автоматически подчиняться этому разумному и оправданному диктату.
Взаимоотношения автомобилистов и пешеходов в нашей стране удивительно точно отражают нравы современного российского общества. Это отношения превосходства (непонятного для иностранцев...) первых над вторыми, к тому же отношения враждебные. Я пытаюсь понять этот феномен.
В России автомобиль, увы, все еще роскошь, а не обычный транспорт для быстрого передвижения. Нелепо, но севший за руль российский человек испытывает такие ощущения, будто он перешел в другой социальный класс... Он уже готов с пренебрежением относиться к "тихоходам"-пешеходам, среди которых сам недавно находился.
Смена "статуса" пешехода на "статус" автомобилиста, без преувеличения, изменяет психику человека... До тех пор, пока в стране царит всеобщая бедность (а когда она в России не царила?) и автомобиль может купить далеко не каждый, "сословная" рознь между обладателями личного транспорта и всеми остальными будет сохраняться. Ведь так было и сотню лет назад, когда "хорошие господа" ездили на экипажах, а кучер, подзадориваемый пассажиром, разгонял лошадей и грозно покрикивал на простой люд: "А ну, разойдись! Раздавлю-ю!" И люди уносили ноги, разбегались в стороны, дабы не попасть под кованые копыта лошадей или под колеса экипажа.
Что изменилось с тех пор? Скорости. И мощности экипажей. Теперь не пара гнедых, а 150 и даже 250 лошадиных сил в ревущем моторе под капотом "Мерседеса" или BMW и других излюбленных марок "новых русских".
Ужасно, что эти так называемые "новые" россияне мчатся на иномарках, оставаясь дикарями в смысле нравственности, руководствуясь не требованием "Осторожно, пешеходы!", а, напротив, ликующим чувством "Раздавлюю!" И _ горе зазевавшимся.
Я с изумлением наблюдаю, в Петербурге ли, в Москве ли, как автомобили ракетами заворачивают за угол, не снижая скорости. Ничего подобного вы не увидите в городах США. Это невозможно хотя бы по одной простой _ технической _ причине: подавляющее большинство уличных перекрестков оборудованы с четырех сторон красными шестигранниками сигнала "Стоп". Перед этим сигналом автомобилист должен притормозить до полной остановки своей машины, так, чтобы стрелка спидометра качнулась до нулевой отметки. Хитрить с этим нельзя, дорожная полиция жестоко штрафует (но деньги никогда не берет, это исключено, штраф выплачивается в офисе специального дорожного суда) за неподчинение знакам дорожного движения. Так что на бешеной скорости, как это делается в России, завернуть за угол никак нельзя.
В одном из своих материалов я сообщал, что на дорогах Америки в результате автокатастроф ежегодно в среднем погибает около 40 тысяч человек, и не менее 2 миллионов получают увечья. Но надо иметь в виду, что это все _ столкновения автомобилей с автомобилями, причем большая часть этих аварий происходит на скоростных магистралях страны. Случаи наездов автомобилей на людей чрезвычайно редки. Я не располагаю соответствующей статистикой по России, но предполагаю, что здесь соотношение обратное. Можно предположить, что в городах России огромное количество людей ежегодно гибнет в результате наездов на них автомобилей.
Хотелось бы, конечно, знать эту печальную статистику _ сколько именно?
Сколько раненых, изувеченных, остающихся калеками на всю жизнь приходится на российское общество ежегодно в результате свирепых нравов отечественных автомобилистов?
В США автомобилист предельно осторожен в отношении пешехода или велосипедиста не только потому, что этого требуют правила дорожного движения. К этому принуждает и прагматическое мышление. Ведь, не дай бог, чуть-чуть задеть человека бампером своего автомобиля, последствия могут быть ужасными. Будет выдвинут иск на огромную сумму, к делу подключатся врач, адвокат и судья (каждый позже получит свое...), и вам придется всю жизнь работать на того, кого вы, к своему несчастью, задели своим автомобилем. Нечего уж и говорить о расплате за серьезное ранение, _ двух жизней не хватит, чтобы выплатить все, требуемое по суду. А в России _ сколько платит потерпевшему виновный в наезде на человека? В этом аспекте, я считаю, ценность человеческой жизни в Америке чрезвычайно высока, в России _ чрезвычайно низка. Да и закон российский вряд ли так четко срабатывает в этом плане, как в США, где он отлаженно действует.
Законы законами, а самое большое различие между двумя странами я вижу не в эффективности системы принуждения, а в общей цивилизованности отношений автомобилисты _ пешеходы. В Америке эти уважительные и, можно сказать, милосердные отношения формировались долгими десятилетиями и опираются на общее благосостояние населения страны (при котором владение автомобилем ни в коей мере не ощущается как превосходство над другими) и мощные демократические традиции; плюс, конечно, всеобщее уважение к правопорядку. В России подобные отношения так же нескоро сформируются, как нескоро совершатся все другие преобразования, выводящие страну из нынешнего, xaoсa к свету в "конце туннеля".
Хочется надеяться, что это произойдет в обозримом будущем. А пока я умоляю всех, кто читает эти строки, а также своих друзей и близких людей, находящихся в России или собирающихся приехать сюда: берегитесь автомобиля! Это вопрос жизни и смерти на улицах городов, где автомобили ездят по... тротуарам. Видел своими глазами, и не раз. В этих условиях, как говорится "спасайся, кто может!". И храни вас Бог.
За пять месяцев текущего года на дорогах Петербурга и области в дорожно-транспортных происшествиях погибло 316 человек (308 за тот же период прошлого года). По вине водителей произошло 1265 ДТП (1169), по вине пешеходов _ 1256 (1187).
Илья ВАРТАНОВ,наш собкор Лос-Анджелес