[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 114(1788), 23 июня 1998
SPb Ved gerb

В ожидании миллионного зрителя
Сегодня в киноцентре "Ленинград" торжественное открытие VI международного Фестиваля фестивалей С самого начала концепция петербургского международного кинофестиваля была амбициозно красивой и в определенной степени ущербной. С одной стороны, вынесенный в название принцип подразумевал самые сливки мирового репертуара: фильмы _ призеры и участники крупнейших мировых кинофорумов. С другой _ отсутствие конкурсного жюри изначально лишало фестиваль главной интриги, возможности следить за борьбой участников.

Тем не менее без наград и призов Фестиваль фестивалей не обходится. Гран-при присуждается по результатам опроса критиков и журналистов. Ряд призов дирекция фестиваля учреждает и раздает по своему усмотрению. Обладатель приза зрительских симпатий, учрежденного нашей газетой еще на первом ФФ, определяется количеством проданных билетов.

Если рассматривать положение вещей объективно (забыв на время про невский наш патриотизм), то надо констатировать, что в европейской (а уж тем более мировой) иерархии киносмотров ФФ занимает весьма скромное место. И для призеров и участников Каннского, Берлинского, Венецианского фестивалей, для номинантов "Оскара" награды ФФ не более чем приятный сувенир из Петербурга. Об этом красноречиво говорит тот факт, что на торжественных церемониях закрытия значительную долю наград приходится вручать не авторам фильмов-победителей, а представителям консульств, продюсерско-прокатных фирм.

Если влияние нашего ФФ на развитие мирового кинопроцесса измеряется пока величинами ничтожно малыми (да иначе и быть не может, за пять лет международная репутация не завоевывается), то в культурной жизни города он занимает место более чем заметное. И дело не в фестивальной суете с приемами, банкетами, ночными катаниями по Неве, хотя без этого тоже не обойтись, конечно. И не в паломничестве звезд первой величины, которые, впрочем, совсем не спешат встать в очередь на посещение ФФ.

Главная заслуга ФФ перед городом _ информационная, просветительская. Я прекрасно помню, как восторженно встречали зрители первые просмотры "Орландо". Петербуржцы первыми в России увидели и оценили этот событийный по всем мировым стандартам фильм Салли Поттер. И "Ленфильм" тогда имел все основания гордиться своей причастностью к такой работе. Было это всего пять лет назад на первом ФФ. И в дальнейшем уровень обладателей Гран-при оставался достаточно высоким. Изысканно-мрачный эстетизм Питера Гринуэя (фильм "Дитя Макона" первенствовал в 1994-м), сменялся политико-лирическим реализмом македонского режиссера Милчо Манчевски ("Перед дождем" _ 1995-й). В 1996 году ФФ открыл для нашего зрителя новый континент китайского кинематографа _ "Шанхайская триада" Чжана Имоу. На прошлогоднем ФФ Гран-при поделили фильмы "Рассекая волны" шведа Ларса фон Триера и "Заговорщики" Яна Шванкмайера (Чехия).

Если широкая публика интересовалась прежде всего новинками и экзотикой, то для специалистов и истинных знатоков особую ценность представляли специальные программы. И такие, скажем, циклы, как энциклопедически полные ретроспективы Лукино Висконти и Ингмара Бергмана, были для них уникальными подарками судьбы. Ну и раздел "Новое кино России"

в условиях, мягко говоря, невнимательного к отечественному кино проката тоже выполнял весьма важную культурную миссию.

Шестой ФФ обещает быть по меньшей мере не хуже, чем предыдущие.

Среди фаворитов _ прошлогодний победитель Ларс фон Триер с оригинальной версией ленты "Королевство", Вим Вендерс с фильмом "Конец насилия", Клод Шаброль с авантюрной комедией "Ставки сделаны", Кеннет Бранах со своей версией "Гамлета", и Марко Белоккио с "Принцем Гомбургским Генриха фон Клейста". Несомненно, вызовут интерес режиссерские опыты знаменитых актеров Мишеля Пикколи ("Вуаля!") и Лив Ульман ("Тайные признания").

Достойно отметит ФФ знаменательные даты, выпавшие на 1998 год: 80летие "Ленфильма", столетие Сергея Эйзенштейна и Бертольда Брехта.

"Ленфильм" покажет цикл картин эпохи немого кино, в который вошли не только шедевры вроде "Шинели" и "Обломка империи", но и незаслуженно забытые ленты "Парижский сапожник", "Мятеж", "Голубой экспресс"...

Творчество С. М. Эйзенштейна будет представлено фильмами "Иван Грозный" и "Октябрь". Но, пожалуй, наибольший интерес представляет рестроспектива, посвященная 100-летию Брехта. Здесь и малоизвестные у нас экранизации брехтовских пьес, и совсем неизвестные короткометражки самого Брехта, а также картины, поставленные по его оригинальным сценариям. Несомненно, привлекут внимание зрителей и ретроспективы классика мирового кино Марселя Карне и короля вестернов Джона Форда. Не говоря уже про мастер-класс, который проведет Кшиштоф Занусси.

Кроме традиционного раздела "Новое кино России" (где заявлены "Блокпост" Александра Рогожкина, "Цирк сгорел, клоуны разбежались" Владимира Бортко, "Про уродов и людей" Алексея Балабанова...), на этот раз нас ожидает новинка: программа новых фильмов кинематографистов стран СНГ и Балтии. Это очень ценно, так как про то, что творится на постсоветском кинопространстве, мы осведомлены гораздо хуже, чем об американском или китайском кинематографе.

В этом году Фестиваль фестивалей ожидает (и будет бурно приветствовать) на одном из киносеансов появления миллионного зрителя. При всех поправках на особенности нашей национальной статистики (получается, что за пять лет каждый пятый петербуржец, включая грудных младенцев и глубоких стариков, побывал на фильмах ФФ) шестизначная цифра впечатляет. Интересно, кто окажется миллионером-счастливчиком. Во всяком случае, определяя кандидатов на приз зрительских симпатий, мы обязательно учтем мнение миллионного зрителя и фильм, на котором его вычислят, будет иметь предпочтительные шансы.

Владимир ПОЛУШКО На снимке: Кадр из фильма К. Занусси "Последний круг".


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]