[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 114(1788), 23 июня 1998
|
Переключая каналы
Слишком прямой эфир На заре телевидения весь эфир был прямым. Как-то обходились без записи и монтажей. Сейчас работа в прямом эфире снова в моде и даже считается чем-то вроде горячего цеха. Но, конечно, не все на этом тяжелом производстве выпускают качественную продукцию. У одних пирожки получаются вкусные, а от других случается несварение желудка.
Впрочем сегодня мало кто на ТВ дает себе труд тщательно снимать и монтировать. Поэтому особых претензий к деятелям прямого эфира мы не предъявляем. Мусора на телеэкране столько, что непосредственное общение не может существенно повлиять на общую картину.
У некоторых передач есть уже постоянная аудитория, есть любители позвонить в студию и поговорить с ведущими. Хотя есть и сомневающиеся.
Как первые кинозрители считали, что артисты находятся непосредственно в зале, за белым полотном экрана, так теперь, наоборот, уверены, что все заранее "подстроено". В программу "Старый телевизор" на днях позвонил зритель и потребовал, чтобы ему доказали, что эфир _ прямой. Ведущий и его гость, режиссер фильма "Цыган" Борис Бланк старались как могли, выполняли все просьбы телезрителя, размахивали руками перед камерой, но в итоге сдались, заявив: "А вдруг мы ваш звонок тоже заранее записали?".
Это наводит на мысль, что в ряде случаев разговор с экрана "без фильтра" _ это формальный прием, дань моде, а также экономия средств.
Я не говорю, конечно, об информационных программах, требующих оперативности и непосредственного комментария. Речь о всевозможных появляющихся и исчезающих так называемых интерактивных передачах. Их авторы гордятся своей крутизной, дают нам номера телефонов, по которым нужно звонить, чтобы учли наше мнение. Из москвичей этим увлекается Евгений Киселев, который проводит социологические опросы на глазах изумленной публики. Три бабушки позвонят "за", два дедушки _ "против", на основании чего делаются далеко идущие выводы о рейтинге того или иного политика.
Загадки зрителям любит загадывать Кирилл Набутов _ когда он "ноу смокинг". Люди звонят и выигрывают всякие милые вещицы, вроде пейджера или билета в театр. Правда, иногда невооруженным глазом видно, что нас разыгрывают и выдают записанную заранее передачу за живую. Впрочем, это невинные шалости, не имеющие, в сущности, никакого значения.
Недавно "5-й канал" обзавелся еще одной интерактивной передачей: по вторникам Ольга Дроздова ведет новое ток-шоу "Черный ящик". Секрет жанра и названия мною пока не разгадан. Смахивающая внешне на продукцию конкурирующей фирмы "Событие", а по содержанию дублирующая старинную передачу "Срок ответа сегодня", детище бывшей хозяйки "О-ля-ля!"
весьма своеобразно толкует жанр ток-шоу. Главное _ чтобы быстро и живенько. Это вообще принцип новой тележурналистики, ибо считается, что мы с вами такие дебилы, что не можем сосредоточиться дольше, чем на 40 секунд.
На обсуждение в "Черном ящике" (который я бы назвала, скорее, ящиком Пандоры) выносятся острые социальные темы. Например, о наркомании, об отношении к детям в неблагополучных семьях и т. д. На минувшей неделе была попытка обсудить вопрос о покупке и обмене квартир.
"Надо ли государству брать под контроль торговлю частной недвижимостью?" _ на этот вопрос 95 процентов позвонивших в студию ответили положительно. Сколько жителей Петербурга приняло участие в этом "голосовании", мы никогда не узнаем, но дело не в этом.
Очаровательная Ольга Дроздова пригласила в студию нескольких специалистов по этому наболевшему вопросу, но разговаривать с ними в прямом эфире явно не желала. Перебивая на полуслове, не дослушивая собеседника, заглушая своей речью голос того, кто говорит в другой микрофон, Ольга, похоже, была озабочена не смыслом, а только временными рамками. Темп-темп-темп _ и ничего более. Специалисты, чьи знания и опыт так и остались невостребованными, чувствовали себя двоечниками, вызванными к доске и тут же отправленными злой училкой на место. В итоге мы так и не узнали, как безопасно купить или продать квартиру.
А в минувшую среду, переключая каналы, я наткнулась на "Ночной разговор" по "36-му каналу" Андрея Максимова и Светланы Сорокиной. В гости к "Времечку" журналистка пришла, как выяснилось, после 111-го прямого эфира программы "Герой дня". Вообще-то разговоры о журналистской кухне _ материя скучная. Но в данном случае обнаружились потрясающие подробности. Режим, в котором приходится ежедневно работать Сорокиной, не снился никому из наших юных пионеров прямого эфира. "Герой дня" выбирается, что называется, с колес. Бывает, что о его согласии прийти в студию журналистка узнает буквально за два часа до эфира. Как мы знаем, через два часа она уже готова.
Конечно, Сорокина _ профи. Недаром она прошла суровую школу "600 секунд". Вопрос в другом: если она и ее команда успевают за один рабочий день выбрать героя, заманить его в студию, сочинить вопросы, собрать "досье", почему представители той же питерской школы не справляются за неделю?
Елена АЛЕКСЕЕВА