[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 113(1787), 20 июня 1998
SPb Ved gerb

В подвал _ на встречу с Венерой
Судьба подвалов петроградских жилых домов была подчас причудливой. Обычно в них хранились дрова _ ведь отопление в большинстве зданий оставалось печным. Но иногда подвалы неожиданно и чудесно преображались: убирался хлам, штукатурились стены и низкие своды, то и другое расписывалось известнейшими художниками, и вместо дровяного склада совершенно из ничего рождалось кафе-кабаре писателей и артистов.

В подвале на Михайловской площади три с небольшим года просуществовала знаменитая "Бродячая собака" (1912 _ 1915). В подвале на Марсовом поле четыре года принимал гостей "Привал комедиантов" (1916 _ 1919). Было и еще одно, менее знаменитое заведение такого же рода _ "Петрушка". Его адресом был подвал дома # 64 по Литейному проспекту, угол Невского, _ вход туда, как обычно, вел со двора.

"Петрушка" открылся в первых числах мая 1918 года и был, как и его предшественники, кабачком богемы. Сегодня слово "богема" _ применительно к тому времени _ нуждается в расшифровке. Оно обозначало свободных художников, поэтов, людей искусства и литературы, не связанных и не ограниченных ничем: ни служебными обязанностями, ни временем суток, ни отсутствием (или наличием) денег, ни благополучным или неблагополучным бытом...

"Петрушка" не предполагал специальной программы развлечений или выступлений, как бывало в других подобных кабаре. Но его создателями и устроителями были люди, известные по "Бродячей собаке": художник Алексей Радаков и Коля Петер _ Николай Петров (позднее _ режиссер и художественный руководитель Театра драмы имени Пушкина). Примкнули к ним прозаик и поэт Александр Рославлев, журналист и литератор Виктор Финк.

Первые посетители "Петрушки" тоже были знакомы многим. Читал свои стихи Николай Агнивцев, исполняла песенки Ирина Миклашевская, певица и пианистка, незадолго до того ставшая профессором Петроградской консерватории по классу рояля. Много бывало здесь художников. Устроили в "Петрушке" и выставку карикатур за год до того умершего театрального критика и драматурга Юрия Беляева.

Стены подвала на Литейном расписал Радаков. Электрический свет, лившийся сквозь матовые стекла с изображенными на них женскими головками, придавал этой росписи фантастический облик. Стены первого зала изображали русский трактир или харчевню; красочные "натюрморты" _ колбасы, кренделя, сахарные головы _ впечатляли тем более, что всего этого часто не имелось на столиках.

Вторая комната называлась "Зал Петрушки" и имела небольшую угловую сцену, где выступали все желающие. Третья комната влекла и загадочным названием _ "Зал Венер", и самими изображениями. На стенах пышно красовались разные Венеры: классическая, та, что из морской пены, индийская с шоколадным лицом, принимающая дары от оливкового раджи, особо пышная русская с шайкой и веником. Имелась здесь даже футуристическая Венера. Посетители восторженно замирали перед ними.

А кто-то из поэтов сочинил и незамысловатый гимн "Петрушки": Сердце вянет, как петрушка, От стыда _ хоть в тарары.

Но излечит нас "Петрушка"

От тоски и от хандры!

Для тоски и хандры имелись все основания: в городе хозяйничали бандиты-налетчики, мародеры, по ночам слышалась стрельба. "Люди изнывают от гнетущей безысходности, _ писала в те дни восемнадцатого года газета "Вечернее слово". _ Нашлось хотя бы одно место, перед порогом которого можно сбросить тяжелый груз забот и судорожной борьбы... Из этих соображений родилось кабаре "Петрушка"..."

В начале лета того же восемнадцатого года в кабачке состоялись вечера юмора, подготовленные артистом театра "Кривое зеркало" М. Разумным _ он сам придумывал номера программы и сам же исполнял их. И петроградцы, которые, по выражению одной из газет, за последние месяцы будто состарились духом и потеряли способность веселиться и смеяться здоровым смехом, сразу признали талант актера.

А умер "Петрушка" той же смертью, какая была уготована его предшественникам, не угодившим строгой власти. Однажды летом в подвальчик ворвался отряд красноармейцев. Начался обыск. Гостей кабачка ощупывали, потребовали даже снять обувь. Тщательно осмотрели рояль, контрабас, виолончель. Ровным счетом ничего не нашли.

Но "Петрушку" все же закрыли _ на третьем месяце его существования...

Юрий АЛЯНСКИЙ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]