[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 109(1783), 16 июня 1998
SPb Ved gerb

Переключая каналы
Колесо истории Праздник, к которому мы еще вроде бы не успели толком привыкнуть _ День независимости, _ наше телевидение отметило с неожиданным размахом. На всех каналах вдруг всколыхнулась историческая тематика, и если б школьники не уехали на каникулы, то могли бы за одну неделю освоить всю историю России, что называется, от Гостомысла до наших дней.

Нам показали фильмы об Иване Грозном, Александре Невском и Петре Первом, "Русь изначальную" (VI век, время объединения славян против кочевников), "Войну и мир" и "Звезду пленительного счастья", телеспектакль "Дело Артамоновых" и экранизацию "Якова Богомолова", "Интервенцию" и "Белеет парус одинокий", "Поезд идет на Восток" и "Холодное лето пятьдесят третьего"... Особенно повезло первостроителю новой России _ Петру, чье время, видимо, идеологи ТВ напрямую ассоциируют с современностью. По разным каналам шли снятые в конце 70-х картины "Россия молодая", "Юность Петра", "В начале славных дел". Свой взгляд на историю оказался у "ОРТ": здесь нам предложили костюмированную коопродукцию "Молодая Екатерина" (Великобритания, США, Канада, СССР) _ нечто сентиментальное с букетом западных "звезд" в главных ролях. Так что эпоха Петра предстала как бы с двух сторон: в виде "производственного" романа брежневских времен и в варианте дамского романа под развесисто-клюквенным соусом.

К слову, "клюквенный" жанр на минувшей неделе был в ходу: так, по "36-му каналу" показали свежую и весьма забавную версию "Анны Карениной" с Софи Марсо в главной роли. Благодаря этому фону рука невольно тянулась к переключателю каналов, душа просила чего-нибудь добропорядочно-правоверного вроде киноэпопеи "Война и мир". Когда-то, в 60-е, этому колоссу мы предпочитали западный вариант, где мира было гораздо больше, чем войны, и Одри Хепберн казалась ближе к толстовской Наташе Ростовой, чем опухшая от слез Людмила Савельева. Прошло тридцать лет, и патриотические чувства толкают нас к отечественным фильмам, несмотря на то что "Война и мир" _ не шедевр и даже не лучший фильм Сергея Бондарчука. Другими глазами смотрим мы на старое советское кино. В те годы его уровень, как выясняется, был гораздо выше. Нам было из чего выбирать. А ныне... Перегревшиеся на солнце участники "Кинотавра", усердно нахваливая друг друга, посмотрели кучу картин и отметили нелучшие из средних. За экранизацию русской классики с тем же успехом, что и "Муму" Юрия Грымова, можно было наградить вышеупомянутую "Анну Каренину" Бернарда Роуза.

Симптоматично, что в те же дни Государственной премии был удостоен фильм "Белое солнце пустыни" 1970 года рождения. Это лишнее свидетельство того, что наши вкусы изменились намного меньше, чем кино.

Его убогое состояние продемонстрировал "Кинотавр", хотя мы и так в курсе, ибо образчики постоянно присутствуют на телеэкранах. Новейшую историю вряд ли стоит изучать по лентам, снятым в 90-е. Потому что такие тошнотворные произведения, как "Не валяй дурака" (американская подводная лодка подбрасывает жителям архангельской деревни бочку спирта), "Телохранитель", "Падение", "Золото партии" (жизнь и смерть последних чиновников аппарата ЦК КПСС) _ не менее развесистая клюква, чем фильмы а-ля рюс.

Игра "Колесо истории" ("ОРТ", 12 июня), в которой известный шоумен Леонид Якубович играет в поддавки со столичными знаменитостями, столь же красноречиво продемонстрировала просвещенность "сливок общества". Как ни старался ведущий, как ни подсказывал, победительница раунда Лариса Долина не смогла толком ответить на простейшие вопросы. Да и зачем? Приз все равно получила. В этом, мы уже замечали, особенность большинства телеигр. Побеждает не сильнейший, а случайно попавший пальцем не в небо.

Сам День независимости был ознаменован гала-концертом на Васильевском спуске. Отечественная эстрада резвилась на фоне аршинных букв, прославляющих спонсора, _ РУСЬИМПОРТ. Особенно старалась быть импортированной Маша Распутина: она буквально рвалась из платья по направлению к народу, толпившемуся на просторах Красной площади, да так утомилась, что на ударную песню "Живи, страна" голоса не хватило. А Олег Газманов, без которого уже не обходится ни одна тусовка, кричал "Веселей, ребята!" и бодро распевал песню про тень буревестника, которая "вновь над страною встает".

Характерно, что на экспорт мы в тот же вечер отправляли не дешевую эстраду, а вполне качественную классику: "ТВ-центр" вел прямую трансляцию Дня России на Всемирной выставке в Лиссабоне, где наши артисты во главе с Зурабом Соткилавой выглядели вполне солидно. Интересно, что экспорт с импортом у нас сбалансированы количественно, но не качественно _ себе мы великодушно оставляем что похуже.

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]