[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 109(1783), 16 июня 1998
SPb Ved gerb

Городок в "Табакерке"
В воскресенье завершились гастроли Московского театра-студии под руководством Олега Табакова "...в курилку вбежал, влетел, ворвался Олег Табаков _ в белой рубашке, заправленной в ватные штаны, и в тапочках на босу ногу... В ту пору основной состав студии насчитывал человек двадцать, и ряд актеров, занятых в моей пьесе, играли по две роли...

Милое мальчишеское лицо Табакова блестело от пота.

Он подбежал ко мне и проговорил задыхающимся, плачущим голосом: _ Александр Аркадьевич, ребята просят... Ну, вы поговорите там с кем-нибудь!"

Александр ГАЛИЧ. "Генеральная репетиция"

Речь идет о генеральной репетиции пьесы "Матросская тишина", которую только что возникший театр "Современник" пытался поставить еще в 1958 году. Спектакль тогда "зарубили", пьеса попала в разряд наглухо запрещенных.

Табаков все же поставит "Матросскую тишину", но будет это 30 лет спустя в самом конце 80-х, когда созданная им студия уже пройдет путь от детского самодеятельного коллектива Бауманского дворца пионеров (через ГИТИС и школу-студию МХАТ) до государственного театра.

"Матросская тишина" стала, пожалуй, самым "гвоздевым" названием гастрольного репертуара. "Табакерка" впервые приехала на большие двухнедельные гастроли, но наездами в Ленинграде-Петербурге уже бывала не раз. Так что и "Последние", и "Смертельный номер", и "Анекдоты" нашему зрителю уже были знакомы, а "Матросская тишина" _ только понаслышке.

Оказалось, вполне обычная пьеса _ и что там было запрещать? Мальчику из бедной еврейской семьи советская власть открыла дорогу в большую жизнь. Он стал студентом Московской консерватории, обещал вырасти скрипачом мирового класса. Но началась война, он ушел защищать "свою большую землю" и отдал за нее жизнь. У Галича все было идеологически выдержано, и все-таки бытовой антисемитизм на государственном уровне оказался сильнее. И даже в конце 80-х, когда Табаков задумал поставить "Матросскую тишину", это потребовало определенных усилий и гражданского мужества. Сейчас не меньше усилий требуется затратить на то, чтобы сохранить спектакль в репертуаре. Уж очень советскую пьесу написал ярый "антисоветчик" Галич. Табаков на четверть сократил текст, спектакль играется без антракта. Центром постановки стал этнографически колоритный Владимир Машков в роли старого еврея _ отца главного героя.

И все равно тема интернационального братства защитников Родины остается чистой и звенящей нотой спектакля.

"Матросская тишина" занимает особое место в репертуаре "Табакерки" как напоминание о студийных временах. Все остальные из названий гастрольной афиши четко делятся на две категории. Это остро современное прочтение классики (горьковские "Последние" в постановке Адольфа Шапиро с привлечением сторонней звезды первой величины Ольги Яковлевой) или добротная коммерция вроде "Сублимации любви" _ спектакли вполне возможные в любом другом, солидном, уважающем себя театре. И вторая репертуарная линия _ экспериментальная, связанная с определенным творческим риском. Это и проверенный уже временем и зрительским успехом "Смертельный номер" (первая режиссерская работа Владимира Машкова). И "Анекдоты" Валерия Фокина, показанные, правда, без первой части _ "Бобок" Ф. М. Достоевского _ и потому много потерявшие. И, конечно, в первую очередь последний по времени режиссерский эксперимент Фокина _ спектакль "Еще Ван Гог", только что отмеченный премией "Хрустальная Турандот".

"...Ван Гог" вызвал у большинства зрителей, мягко говоря, недоумение, но все дело в том, что этот спектакль нельзя показывать в большом зале на обычной сцене. Он рассчитан на самое что ни на есть камерное, почти интимное восприятие. Фокин задался целью исследовать тему безумия художника как неизбежного логического финала для подлинного творца. Ситуация обострена до предела, подведена к пограничной черте, отделяющей искусство от медицины. Режиссеру удается создать зрительный образ видений и порывов находящегося в психиатрической больнице (и не перестающего творить) художника. А то, как играет в этом спектакле Евгений Миронов заставляет вспомнить зафиксированные в театроведческой литературе легенды об игре молодого Михаила Чехова.

Гастроли показали, что несмотря на всю благоприобретенную солидность, "Табакерка" не боится самых рискованных экспериментов. Хотя на этом пути ждут не только безоговорочные победы ("Смертельный номер"), элитарное признание ("Еще Ван Гог"), но и откровенные неудачи ("Псих"

в постановке А. Житинкина).

И все же магистральным для табаковского коллектива остается путь освоения русской классики. Об этом убедительно свидетельствует самая свежая премьера "Табакерки" _ "На всякого мудреца довольно простоты"

А. Н. Островского. Табаков на этот раз отказался от роли "играющего тренера" (хотя, без сомнения, блистательно бы мог "расправиться" хоть с Мамаевым, хоть с Крутицким) и сосредоточился на режиссуре. Никакой принципиально новой концепции знаменитой пьесы он не изобретал, хотя работал с очевидной "оглядкой" как на более чем десятилетней давности товстоноговский спектакль, так и на скандального "Мудреца" Марка Захарова. Глумов Сергея Безрукова (чья популярность благодаря участию в телевизионных "Куклах" затмевает уже славу Машкова, Миронова и Германовой вместе взятых) предстает в спектакле этаким моцартовским мальчиком-пажом Керубино, который играючи делает свою головокружительную карьеру. Ничего зловещего и опасного для общества в нем, кажется, и быть не может. И никаких разоблачений-то он не боится _ слишком очевидна зависимость сильных мира сего от таких вот милых, пронырливых карьерных мальчиков. Интересно, что в отдельные моменты Безруков неуловимо, но очень точно пародирует молодого Табакова (который в свое время переиграл множество ролей как юных удачливых карьеристов, так и розовских мальчиков-правдолюбцев).

Двухнедельные гастроли "Табакерки" показали, что слово "студия" в названии театра сейчас уже, пожалуй, просто дань традиции и истории.

Табаков выстроил собственный театр, собрал его по кирпичику, и сейчас это крепкий профессиональный коллектив, в котором авторитет и опыт художественного руководителя поддерживают взращенные им таланты как минимум двух актерских поколений. Переезд в новое помещение будет логическим завершением пути превращения студии в театр. Лужков обещал помочь _ и уж кто-то, а Табаков сумеет его "дожать". Москва получит еще один театр с хорошей родословной (через "Современник" ко МХАТу). И всетаки я уверен, что свой родной подвал на улице Чаплыгина они будут вспоминать с долей грусти от потери чего-то очень важного и дорогого.

Владимир ПОЛУШКО На снимке: сцена из спектакля "На всякого мудреца довольно простоты".


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]