[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 106(1780), 9 июня 1998
|
Переключая каналы
На фоне Пушкина...
О том, что минувшая неделя была пушкинской, можно было догадаться. Особенно, если не включать телевизор. 199-я годовщина _ репетиция грядущего юбилея _ была благополучно провалена электронными средствами массовой информации.
Несколько раз нам показали старое кино "Наследница по прямой", а в день рождения все каналы, словно сговорившись, однообразно опрашивали население: "Любите ли вы Пушкина?". Народ дружно отвечал: "Да!".
Отдельные граждане вспоминали отдельные строки. "НТВ", как ему свойственно, соригинальничал, показав глубокой ночью, сразу же после программы "Про это", где горячо обсуждался животрепещущий вопрос: "Надо ли женщинам фотографироваться обнаженными?", фильм-оперу "Борис Годунов". К Пушкину эта работа Анджея Жулавского имела мало отношения.
Смотреть на экран было опасно, потому что происходящее более всего подходило под рубрику "Криминальная Россия". Конечно, криминал _ одна из генеральных тем нынешнего ТВ, но без Пушкина здесь вполне можно было обойтись.
Впрочем, на экран мы давно уже не смотрим. Слушаем, словно радио.
Что толку смотреть, если в эфире часами сидят недвижно люди, до боли знакомые? То Михалковы, то Кончаловские, то Тодоровские... Начало июня прошло под знаком кино _ от съезда кинематографистов до "Кинотавра", так что была слабая надежда на встречу с прекрасным, однако _ сорвалось. Со съезда доносились лишь вести о безальтернативной победе некой программы оздоровления отечественного кино. Никита Михалков метал громы и молнии в сторону "чернухи", которая в свою очередь безмятежно процветала как на телеэкране, так и на Сочинском фестивале.
О "Кинотавре" нам ежедневно утром и вечером вещает Михаил Грушевский ("РТР"). Даже если страна раньше не знала этого героя "АРТ-обстрелов", то теперь, надо полагать, запомнит надолго. Его торжественные появления в лимонно-желтом пиджаке рядом с кинозвездами, одетыми в шорты и "бобочки", может сравниться только с явлением четы Брынцаловых (муж прост, как его аптечный бизнес, а жена _ этакая Инезилья с гребнем в волосах). О фильмах мы узнаем немного, зато на ведущего успеваем насмотреться вдоволь.
Проблема "лицо на экране" с каждым днем обостряется. Обаяние перестало быть непременным условием выхода в кадр. И каких только персонажей мы не видим! Немытые-небритые, без достаточного количества зубов, с голосами, противоречащими внешности (для любителей диссонансов давно пора Преснякова-мл. в дикторы нанять _ его высокий девический голос как раз то, что надо!)... Необязательным для ведущих стала и грамотность, умение склонять и спрягать, не говоря уж об ударениях: от борьбы с орфоэпией девочки и мальчики с "3-го канала" прямо-таки ловят кайф, каждый раз подолгу блуждая в лабиринтах слов. У них, как и у предыдущего премьера, нет вопросов к русскому языку.
Конфликт поколений давно вызревал в недрах ТВ. Похоже, скоро все "старики" будут отправлены на свалку истории, и тогда наконец ненормативная лексика, робко пробивающая себе дорогу на экран, станет нормой жизни. В телемоду входит не только воровской жаргон, но и бандитские сюжеты. Пока Никита Михалков пытается освободить от них художественное кино, они благополучно внедряются в клипы, которые, кстати, снимает его собственный сын.
Встреча поколений в прямом эфире "Взгляда" закончилась вроде бы убедительной победой импозантного и острого на язык Никиты Сергеевича.
Однако следующий раунд _ "Ночь клипов" _ выиграли дети. Младшее поколение столичных киношников, поиграв немножко в кино, нашло для себя удобную нишу _ видеоклипы. Смотреть их четыре часа подряд _ занятие не для слабых. Добрая половина сюжетов (о чем бы ни была песня, которую иллюстрируют клипом) _ мелодрамы из красивой жизни (рестораны, лимузины, револьверы) с летальным исходом. Диалоги с авторами клипов тоже свидетельствуют об устремлениях нового поколения: режиссеры и топ-модели весело рассказывают о том, что, мол, клип обошелся в десять тысяч долларов, можно было снять вдвое дешевле, однако съездить в Италию тоже хотелось...
Красиво жить не запретишь. Особенно на телеэкране. Только рядом с репортажами из горячих точек, из мест, где умирают, голодают, годами ждут зарплаты или пенсии, роскошь выглядит не слишком прилично. Всеми обруганные "Кубанские казаки" были картонной декорацией _ в отличие от стола в ресторане "Прага", где все натуральное. И даже бесплатное, ибо, как признался Урмас Отт, он не знает, какие в этом ресторане цены. На этот случай есть цитата из Пушкина, но воздержимся, ибо этот прием уже скомпрометирован "НТВ", где умудрились программу передач на 6 июня _ от комедии "Антон Иванович сердится" до "Криминала" и дог-шоу _ оснастить соответствующими стихотворными строчками. Бедный Пушкин!
Елена АЛЕКСЕЕВА