[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 106(1780), 9 июня 1998
SPb Ved gerb

Льготы "за храбрость и веру"
Как привлечь инвестиции в экономику Санкт-Петербурга Прокатившийся по стране финансовый кризис больно ударил по инвестиционным намерениям тех, кто их имел. Поднятие ставки рефинансирования ЦБ до 150% годовых делает капиталовложения в реальный сектор экономики практически невозможными. Последующее снижение ставки до 60% немногим изменило ситуацию.

Проблема активизации инвестиций остается самой главной. Без ее разрешения невозможно начать структурную перестройку промышленности, так как одними ускоренными банкротствами ничего не добиться. Поэтому правительство будет вынуждено предпринимать серьезные меры по стимулированию инвесторов, хотя это и кажется несовместимым с ужесточением налогового давления.

Однако уже сейчас отчетливо видно направление главного удара: выжимание задолженности с неплательщиков и ликвидация теневого оборота, прежде всего в производстве и реализации алкоголя. Ожесточенная борьба за увеличение доходов и снижение расходов бюджета _ это лишь первый шаг в мобилизации денежных ресурсов, растекшихся по тихим заводям неконтролируемого рынка. Вполне вероятно, что высокие кредитные ставки могут быть в определенной степени компенсированы введением серьезных налоговых льгот для инвесторов, а недостаток денег _ скрытой умеренной эмиссией, на которую в нынешней ситуации не пошел бы только святой.

В этих условиях капиталовложения в реальный сектор экономики во многом зависят от местных властей, имеющих возможность несколько смягчить негативное давление макроэкономических показателей и привлечь ту группу инвесторов, которая ориентирована прежде всего на объекты недвижимости.

В Санкт-Петербурге эта работа ведется, и ее результаты обсуждались недавно на совещании Мингосимущества Российской Федерации, состоявшемся в нашем городе. Надо исходить из того, что рассчитывать на значительные государственные вложения нам не приходится. За последние два года объем инвестиций за счет федерального бюджета по Санкт-Петербургу сократился более чем в 3 раза и составляет сейчас менее 10% всех капиталовложений. Основным источником капитальных вложений становятся средства предприятий и организаций. По данным за 1997 год за счет внебюджетных средств, включая собственные средства предприятий и организаций, в Санкт-Петербурге обеспечивалось 78% инвестиций.

Иностранные инвестиции в основной капитал составили в Петербурге в 1997 году 12,4% от их общей суммы. Несмотря на то что эта доля невелика, с зарубежным инвестором связываются большие надежды. Сам факт присутствия иностранных вложений служит своего рода сигналом к инвестированию для отечественного капитала.

Санкт-Петербург обладает большими преимуществами с точки зрения вложений капитала. Он имеет развитую инфраструктуру, которая во многих российских регионах отсутствует. Его экономика за годы тяжелейшего кризиса не утратила жизнеспособность. Вместе с тем в хозяйстве города происходят существенные структурные сдвиги, связанные с приспособлением к условиям рынка, _ доля услуг в структуре ВВП возрастает и достигла уже 60%.

По самым скромным подсчетам, капиталовложения в недвижимость города весьма эффективны. Их доходность оценивается в 33%, то есть соотношение затрат на создание объекта к будущему доходу равно примерно 3.

Поэтому, несмотря на высокие политические риски и макроэкономическую нестабильность, стратегический инвестор, ориентирующийся на перспективу, не теряет интереса к нашему региону.

Этот интерес поддерживается и подогревается новой инвестиционной политикой и системой стимулирования в недвижимость города, внедряемой комитетом по управлению городским имуществом.

В качестве объектов инвестирования предлагаются незавершенное строительство, расселенные здания и здания нежилого фонда, подлежащие капитальному ремонту, земельные участки. Сломана старая система получения прав на объекты вложений, когда потенциального инвестора мытарили по кабинетам многочисленных чиновников. Отработана простая и весьма эффективная процедура предоставления объекта на основе открытых торгов с инвестиционными условиями. При этом начальная цена определяется на основе рыночной стоимости, все формы целевого предоставления недвижимости под инвестирование помимо конкурса исключены.

Особенности процедуры получения инвестиционных прав выражаюется понятием "одной двери" для инвестора. После подачи инвестиционного предложения в секретариат Инвестиционно-тендерной комиссии при губернаторе города (ИТК) он лично не имеет дела ни с одним чиновником. Рассмотрение предложений, их оценка и выработка встречных предложений происходит по утвержденному регламенту. Окончательное решение принимается коллегиально ИТК, и после выставления объекта на торги инвестиционный договор с ним заключает КУГИ. При этом победителем тендерных торгов не всегда становится лицо, выступившее с предложением. В этом случае ему возмещаются понесенные затраты.

Важным подспорьем для инвестора является формирование единой базы данных по всем городским объектам, предназначенным к выставлению на торги. В их числе не только отдельные разрозненные объекты, но и крупные проекты, требующие комплексного подхода к развитию территории.

Этими вопросами занимается Агентство территориального развития, выполняющее функции координатора.

Наведение порядка в механизме инвестиционных торгов _ дело огромной важности, особенно если вспомнить, сколько проектов погублено в бестолковой и своекорыстной рутине российского бюрократизма. Но это еще не все: процедурные вопросы _ это лишь часть в системе поддержки инвестиционной деятельности, куда входят также налоговые льготы, льготы по арендным платежам и плате за землю.

Как ни странно, только Москва и Санкт-Петербург не имеют пока собственного законодательства по поддержке инвестора. И если в Москве эти проблемы решаются проще, в силу ее особого положения, то для Петербурга эта проблема сверхактуальна.

Разработанный проект инвестиционного законодательства для Петербурга включает многие виды налоговых льгот. Общий принцип состоит в том, что льготы предоставляются не на результаты инвестиционной деятельности, а на сам процесс вложения капитала, то есть сейчас и сегодня. Это значительно уменьшает для инвестора трудности стартового периода, когда особенно велики риски крупных потерь или утраты капитала.

По налогу на прибыль федеральные льготы заключаются в уменьшении налогооблагаемой прибыли только на 50% от тех средств, которые направляются на капитальные вложения. В части сумм налога, зачисляемых в бюджет Петербурга, это ограничение предлагается снять. По расчетам это позволит инвестору до 80% уменьшать налогооблагаемую прибыль и все средства направлять на развитие, в основные фонды.

Дополнительной льготой по стимулированию вложений в основные фонды, в недвижимость является освобождение инвестора от налога на имущество на определенный период в зависимости от объемов инвестирования.

Например, при вложениях свыше 1 млн рублей в основные производственные фонды инвестор получит право уменьшить стоимость своего имущества на сумму осуществленных инвестиций в течение ближайших двух лет.

Предусмотрена льгота по земельному налогу. Инвестор, осуществляющий строительство на принадлежащем ему участке, освобождается от уплаты земельного налога на весь период нормативного срока строительства плюс еще два дополнительных года. Это должно стимулировать к сокращению сроков и снижению объемов незавершенного строительства.

Для тех инвесторов, которые осуществляют вложения в экономику региона начиная с 1992 года, предусматриваются особые льготы "за храбрость и веру". Те, кто до конца 1999 года достигнет определенной планки капитальных вложений _ 25 или 50 млн рублей, в 2000 году в полном объеме освобождаются от налога на имущество. Это значит, если на данный момент кто-то вложил в экономику региона 20 млн рублей, то при условии дополнительных вложений в размере 5 млн в оставшиеся полтора года получит освобождение от налога на имущество, которое по своей величине наверняка будет превосходить эту сумму дополнительных вложений.

Помимо налоговых льгот предусматривается целый комплекс других мер по поддержке инвестиционной деятельности в регионе, таких, как предоставление поручительств города, дотаций и компенсаций. Льготы по арендной плате за земельные участки сводятся к тому, что в период проведения проектно-изыскательских работ ставка арендной платы устанавливается в размере 25%, а в период строительства _ в размере 30% от расчетной. При приобретении права на реконструкцию объектов недвижимости предусматривается возможность рассрочки платежей, когда половина их вносится после ввода объекта в эксплуатацию.

Одним словом, дело, как говорится, за малым. Скорее принять собственные инвестиционные законы и ввести их в действие. От этого зависит будущее петербургской экономики.

Татьяна ФЕДОРОВА,профессор


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]