[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 103(1777), 4 июня 1998
|
Запутавшиеся в телесетях
Судьба актера на ТВ: престижно, выгодно и ...творчески опасно Для большинства актеров, не исключая народных и заслуженных, участие в "мыльных операх" (если в отечественных места всем, естественно, не хватает, то уж для дубляжа латиноамериканских всегда требуются актерские кадры) стало едва ли не единственной возможностью заработать в трудные для кино и театра времена. Деньги на ТВ крутятся сумасшедшие, так что малая толика и актерско-режиссерской братии перепадает.
За что, как говорится, отдельное спасибо.
Но, высказав благодарность, стоит задуматься о том, что дает нынешнее ТВ актерам в творческом плане. Телевидение советских времен (при всей его государственной ангажированности и официозной скуке) давало актерам и режиссерам богатые возможности для творческого поиска.
И сейчас еще многие свершения знаменитого Ленинградского телетеатра или ленты "Лентелефильма" воспринимаются как недосягаемые образцы искусства, в полном смысле этого слова, без всяких скидок на специфику ТВ.
Нынешнее телевидение ("наше", и настоящее" как любит назойливо повторять НТВ) скучным никак не назовешь... Но вот что касается искусства... Да что там искусства _ культуры элементарной порой недостает даже на одноименном канале.
Телевидение наше стремительно деградирует в погоне за западными образцами и широко раскидывает сети массовой культуры (вернее, бескультурья). Хуже всего то, что в сетях этих запутываются художники масштабно и богато одаренные.
Александр Рогожкин после заслуженного успеха "Особенностей национальной охоты" соблазнился на заманчивое предложение телевидения сделать продолжение для новогодней ночи. Сработали все очень оперативно, задействована была та же самая актерская команда, но телефильм "Операция "С новым годом!" стал не просто неудачным повтором "...Охоты", но громкой и принципиальной неудачей. Вся прелесть грубоватого юмора и тонкой самоиронии фильма на телевизионном экране обернулась натужным хихиканьем и нагромождением однообразных, бессмысленных трюков.
Дмитрий Астрахан, проявивший себя большим мастером новейшей киномелодрамы ("Ты у меня одна", "Все будет хорошо") очень скоро оказался востребованным на телевидении. В рекордно короткие сроки он снял на "Беларусьфильме" по заказу "ОРТ" многосерийный "Зал ожидания". Первый канал не пожалел эфирного времени на небывало пышную рекламу, благо актеров Астрахан собрал первоклассных и именитых: Ульянов, Тихонов, Усатова, Боярский... Но какими же беспомощными оказываются опытнейшие мастера в фильме, где сценарий и режиссура не поднимаются выше уровня плохой публицистики и фельетона. Все вроде бы сделано правильно, узнаваемо, доходчиво, строго дозированы "и смех, и слезы, и любовь", но все оборачивается имитацией, подделкой чувств и идей. Самое неприятное в том, что фильм всерьез претендует на постановку самых острых и болезненных современных проблем.
"Зал ожидания" наглядно показал полную несостоятельность претензий сегодняшнего телевидения на мало-мальски серьезное художественное осмысление действительности. И, наоборот, когда особых претензий нет, когда чистота жанра выдержана последовательно _ результат может быть вполне удовлетворительным.
Хороший пример _ детективный сериал "Улица разбитых фонарей", снятый на "Русском видео" для ТНТ. Любо-дорого смотреть, как от серии к серии группа молодых питерских актеров, изображающих сыщиков-оперативников, "тянет" тему "ментовского братства". Как вырисовывается индивидуальность каждого, как счастливо избегают они натужной героики, маскируясь юмором и самоиронией. Самое любопытное, что режиссеры-постановщики меняются чуть ли не в каждой серии, но ощущение единого цикла, общей стилистики и чистоты жанра сохраняется благодаря этим актерским работам. Впрочем, сериал продолжается, и надолго ли хватит актерского "куража", покажет время.
Самая же печальная для актера участь на телевидении (в творческом, естественно, а не в финансовом отношении) _ это перейти в разряд телеведущих или шоуменов.Сергей Бодров-младший, став одним из ведущих "Взгляда" стремительно теряет столь полюбившиеся зрителям черты своих героев из "Кавказского пленника" и "Брата" и становится все более похож на самодовольно-благополучного Александра Любимова. У всех на виду отличный актер Леонид Ярмольник превратился сначала в плохого клоуна-зазывалу в магазине "Ле Монти", а потом некую карикатуру на демоническую личность в "Золотой лихорадке".
Но наиболее опасной, вырастающей до символа антихудожественности, фигурой представляется Николай Фоменко. Лет десять назад он сыграл (и очень неплохо сыграл) роль Шарикова в спектакле нашего Театра на Литейном "Собачье сердце". А сейчас превратился в этакого телевизионного Шарикова, который захватывает все больше "жизненного пространства" в эфире. При этом не то что маскирует, а всячески демонстрирует напористое, воинствующее бескультурье на грани, а то и за гранью непристойности и хамства.
А рейтинги его передач растут с угрожающим постоянством.
Владимир ПОЛУШКО