[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 101(1775), 2 июня 1998
SPb Ved gerb

"Дорогой Никита Сергеевич..."
Итак, свершилось. IV внеочередной съезд Союза кинематографистов России принял предложенную своим недавно избранным председателем Никитой Михалковым программу возрождения отечественного кинематографа и восстановления киноотрасли. Принял, несмотря на то, что Михалков потребовал для себя чуть ли не диктаторских полномочий. Создаваемый им внебюджетный фонд поддержки кинематографа будет обладать правом лицензирования кинопродукции, что на практике означает возвращение (в той или иной форме, хотя бы как заслон чернухе, порнухе, дилетантизму) цензуры. Тем не менее идея восстановления нормального кровообращения, когда деньги, вырученные от проката, возвращаются в кинопроизводство, овладела массами. Дело за малым _ воплотить ее в жизнь.

Пикантность ситуации в том, что поддержали Михалкова те же самые люди, кто 12 лет назад начал эту систему разрушать. В мае 1986 года в том же Кремлевском дворце съездов V съезд Союза кинематографистов СССР принял много р-р-революционных решений, которые тогда воспринимались большинством творческой интеллигенции, как судьбоносные и необходимые.

На том съезде Михалков был чуть ли не единственным, кто попытался заступиться за дружно охаиваемых "классиков соцреализма" (конкретно за Бондарчука), кто предупреждал, что разрушение госмонополии принесет не только свободу творчества, но и огромные экономические трудности. Его тогда дружно освистали, захлопали и прокатили на выборах вместе с "генералами секретариата". Понадобилось долгих 12 лет и нынешнее катастрофическое состояние (причем не только экономическое, но и творческое) отечественного кинематографа, чтобы одуматься.

В том, что предлагает Михалков, нет ничего сверхъестественного.

Способы поддержки и защиты национального кинематографа достаточно известны и хорошо апробированы в той же Франции, в Италии... Другой вопрос, насколько они применимы в нынешних российских условиях. Одной моральной поддержки "верхов" и энтузиазма "низов" будет явно недостаточно. Михалкову придется преодолевать сопротивление тех, кого нынешнее полуразрушенное состояние отечественного кино более чем устраивает, в том числе таких мощных структур, как видеопрокат, кабельное да и обычное телевидение... А настроение собратьев по союзу, как показывает жизнь, изменчиво и при первой же серьезной неудаче "дорогому Никите Сергеевичу" придется несладко.

Впрочем, до сих пор все, за что Михалков брался, ему удавалось выполнить.

Владимир ПОЛУШКО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]