[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 101(1775), 2 июня 1998
|
Переключая каналы
В постели без Мадонны Помните, у ленинградского кинодокументалиста Павла Когана был фильм "Взгляните на лицо"? Замечательный режиссер предлагал нам вглядеться в лица людей, что замирали перед мадонной Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Сколько мы узнали о человеке конца 60-х из этой короткой и простой ленты... И как мало доброго узнаем о людях 90-х, глядя в глаза современников, которые обращаются к нам с экрана телевизора.
И все-таки человек так нелепо устроен, что смотрит на себе подобных и чего-то ждет от них. Тупо глядит весь вечер на вручение национальной премии "Овация", хотя заранее знает результаты, и, видимо, надеется на чудо. Чудо не происходит, нация остается без шлягера, без открытия, с одними лишь легендами. Потому что если Алена Апина _ певица года, а воображаемый уход Иосифа Кобзона _ событие года, то, как говорится, я _ солистка Большого театра. Мания величия _ штука безобидная, только если пациенты изолированы от общества. Впрочем, кажется, участники праздника отечественной шоу-индустрии пребывают в своем кругу. Все друг с другом на ты, все у них "Танюськи", "Игоречки", а мы смотрим на них и недоумеваем: "Кто эти люди?".
Всю неделю по всем каналам _ интервью. Каких только рубрик не придумали! "Пресс-микс", "Гвоздь", профили и портреты, герои дня и героини недели... Кажется, уже нет таких вопросов, каких бы не задали наши коллеги своим жертвам. Однако, как выясняется, изобретательности нет предела. Вот, скажем, проект Оксаны Пушкиной ("1-й канал") "Женские истории".
В принципе в вечерний час нет более приятного чтива, нежели "дамский роман". Недаром он столь успешно конкурирует с криминальным на книжных прилавках. На мой вкус, правда, лучшая из его разновидностей _ "Автобиография" Агаты Кристи. Там есть судьба и есть богатый исторический фон. Рассказ о жизни женщины и писателя. И есть строгие пропорции, которые как никто чувствует автор.
Телевизионный "дамский роман" строится, увы, по иным законам.
Здесь, похоже, главное _ сорвать с героини как можно больше одежд. Некоторые из собеседниц Оксаны Пушкиной еще как-то стыдливо кутаются в клочки отдельных недомолвок, но журналистка неумолима в своем желании "правды, ничего, кроме правды". Вроде бы мягко стелет, совсем не так, как инквизитор Караулов, но результатов добивается гораздо больших.
В центре ее последней теленовеллы была Татьяна Васильева. Она _ нередкий гость экрана, поэтому невольно встают вопросы: что еще не открыто? чего еще не знает зритель? И вот уже вся подноготная актрисы перед нами, словно в разрезе: первый муж, второй муж, дети. Все участвуют в задушевном стриптизе. О семейных неурядицах матери рассуждает девятнадцатилетний сын. Муж номер два, небезызвестный зрителям Георгий Мартиросян, в картинной позе сидя возле трюмо, мямлит что-то о превратностях любви.
Что это? Откуда эта страсть к раздеванию? Почему вся страна должна быть "в постели с..."? Ведь не только пристойные с виду "Женские истории" копаются в интимных подробностях, есть ведь и профильные программы _ "Про это". Говорят, что целомудренных российских "звезд"
развратила Мадонна. Но прежде чем пускать в спальню всех телезрителей, хорошо бы посмотреть фильм, на который ссылаются, как на образец. Кстати, неделю назад его-таки показали по ТВ. И страдающие бессонницей граждане убедились, что название "В постели с Мадонной" _ лишь ловкий трюк, наживка, проглотив которую, мы смотрим "производственный"
фильм, героиня которого работает 24 часа в сутки, а в редкие минуты отдыха трогательно заботится о родителях.
Наши знаменитости, дабы освежить свои отношения с публикой, пускаются во все тяжкие. Ведь потом, когда приедешь с гастрольным туром куда-нибудь в Сызрань или Уфу, народ со всей округи сбежится. Поохать над твоей бабьей долей или позавидовать твоему женскому счастью. Результат равно положительный.
Однако не хочется завершать недельные теленаблюдения столь грустными выводами, что, мол, все на продажу. Отдельные ценности все же еще нетленны. Хотя не столь широко пропагандируются, как тленные. 28 мая на канале "Культура" состоялась премьера неигрового фильма Виктора Косаковского "Павел и Ляля. Иерусалимский романс" _ об уже упомянутом Павле Когане и Людмиле Станукинас. Режиссер навестил своего смертельно больного учителя и его жену в стране, куда шесть лет назад они уехали в надежде спастись от страшного недуга. Строгие и трагические кадры о любви. До времени состарившаяся Ляля нежно щебечет над немощным инвалидом, в котором почти невозможно узнать Павла. Она весела и терпелива рядом с ним. Она позволяет себе быть слабой лишь в его отсутствие, да и то на мгновение, а когда в глазах накипают слезы, камера поспешно "отводит взгляд"...
Если бы Павел мог увидеть Лялю нашими глазами, ему, наверное, было бы не так больно. Во всяком случае, он может гордиться учениками, такими, как Виктор Косаковский, _ теми, кто не дает разувериться в человеке. В июне ленту "Павел и Ляля" нам обещает "5-й канал" _ не пропустите!
Елена АЛЕКСЕЕВА