[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 99(1773), 29 мая 1998
|
Добрее надо быть, добрее
Канн-98 обратил внимание на обиженных судьбой В этом году в конкурсе почти не было "глобалок" _ фильмов о войнах, межнациональных конфликтах и человеке в историческом контексте.
(Исключения _ "Хрусталев, машину!" Алексея Германа, не понятый и не получивший ничего, и "Вечность и день" Тео Ангелопулоса, получивший "Золотую пальмовую ветвь".) Не было крови, танков и пулеметов. Мир на экране углубился в себя и разбирается, отчего люди жестоки по отношению к своим родителям и детям, почему они не любят непохожих и обижают братьев наших меньших.
Целый пласт фильмов рассказывал о героях, считающихся неполноценными. Некоторые картины шокировали. Например, "Помоги мне потанцевать" _ о женщине, больной церебральным параличом. При том, что она не может ходить и говорить, героиня изо всех сил стремится к "нормальной" жизни. Встречает мужчину, влюбляется в него, даже ложится с ним в постель. Наблюдать все это, мягко говоря, странно. Австралийский режиссер Рольф де Хир признался, что написавшая вместе с ним сценарий и сыгравшая главную роль Хезер Роуз не изображает саму себя, а придумывает характер _ то есть творит.
Нас трудно заставить почувствовать, что больные люди _ такие же, как мы, а зачастую лучше. Фильм Ларса фон Триера "Идиоты", представленный в конкурсе, _ о том, как компания молодых людей изображает клинических идиотов. Они живут в загородном доме и развлекаются тем, что каждый день выезжают в город и устраивают разные "представления": то экскурсию на фабрику, то посещение ресторана, то поход в магазин, то плавание в бассейне.
Окружающие не могут подумать, что перед ними _ нормальные люди, которые просто прикидываются. Зачем им это надо? А просто потому, что внутри каждого человека живет идиот. Кто-то выпускает его наружу, а кто-то _ никогда. Но если люди счастливы, надев такие маски, почему бы их не носить?
Лица актеров преображаются мгновенно: еще секунду назад нормальное выражение уступает место блаженной улыбке, а изо рта текут слюни.
Идиот _ как ребенок. За ним нужно ухаживать. Он обидчив и иногда бывает зол. Отношение к таким людям _ барометр. Вполне светская дама брезгливо морщится и, соблюдая приличия, все-таки спешит ретироваться из дома, куда попала случайно. А компания крутых рокеров в наколках трогательно и смешно заботится об "идиоте", за которым их попросили присмотреть в пивном баре.
Грань между "нормальностью" и безумием так тонка, что порой бывает непонятно, человек изображает идиота, или у негго в самом деле съехала крыша. Раздвоение личности _ любимая тема Ларса фон Триера. Главная героиня его фильма "Рассекая волны", получившего Гран-при в Канне два года назад, разговаривала с собой голосом Бога, жившего внутри нее. Внутри нынешних героев живут идиоты, юродивые, считающиеся людьми божьими.
"Идиоты" _ фильм принципиальный для Каннской программы. Неоднозначно оцененный, он, тем не менее, никого не оставил равнодушным.
Те, кто ругал, не принимали намеренно "грязную" стилистику, порнографическую сцену группового секса, шутки на грани дозволенного. Но кто провел эту грань, и не является ли она каждый раз новой для картин разных жанров и направлений? Например, в абсолютном большинстве фильмов сцена изнасилования из "Хрусталева..." (мы писали о нем в одном из прошлых номеров) немыслима. В германовском же кино, от которого вообще кровь стынет в жилах, она уместна и даже нужна.
Отношения отцов и детей на этот раз приняли в Канне скандальный оттенок, наиболее ярко выраженный в фильме Томаса Винтерберга "Семейное торжество" ("Чествование").
Второй датский фильм конкурсной программы, снятый в той же манере, что и фильм Триера, "под видео", рассказывает о том, как многочисленное семейство собирается в большом доме, чтобы поздравить с шестидесятилетием отца и деда. Старший сын, произнося тост в честь именинника, обвиняет отца в смерти сестры и в инцесте. Праздник в "благородном" семействе перерастает в конфликт, конфликт _ в скандал, скандал _ в драку. Старшего сына выгоняют из дома, а младший избивает отца ногами. Не знаю, что страшнее _ отец, надругавшийся над своими детьми, или сын, поднявший руку на отца. Фильм получил спецприз жюри, разделив его с французской картиной Клода Миллера "Классное путешествие" _ тоже об отце-педофиле.
Отдана дань и сексменьшинствам. В конкурсе _ "Бархатная золотая жила" Тода Хайенса. Семидесятые. Наркотики, хиппи, рок. Прототипы главных героев _ Дэвид Боуи и Мик Джаггер. В "Особом взгляде" _ "Любовь _ это дьявол" Джона Мэйбри о Фрэнсисе Бэконе и его молодом любовнике.
(Кстати, так себе фильм: если красивые молодые тела на экране производят приятное впечатление, то забавы старого педика, даже если он знаменитый художник, могут увлечь разве что поклонников культового английского режиссера Дерека Джармена, умершего от СПИДа. Мэйбри является его учеником и последователем.) В "Двухнедельнике режиссеров" _ "Высокое искусство" американки Лизы Холоденко _ лесбийское кино с по крайней мере двумя прекрасными актерскими работами. Для полнометражного дебюта фильм очень неплох, чувствуется, что режиссер успела поработать с Гасом Ван Сэнтом и Милошем Форманом.
Одним из важных событий фестиваля стал приезд Шарон Стоун. Звезда любит Францию вообще и Канн в частности, а фестиваль платит ей взаимностью. Фильм Питера Челсома "Могущественный", который представила звезда, хорошо вписывается в общую канву фестиваля: герой _ неизлечимо больной мальчик. Он ходит с трудом, поэтому функцию ног выполняет его одноклассник, нося его на плечах. Зато Кевин выполняет функцию мозгов _ Максвелл слегка туповат. Романтик Кевин бредит королем Артуром и мнит себя благородным рыцарем (а Максвелл, соответственно, Санчо Панса и Росинант в одном лице). Кино доброе, печальное, с юмором, идеальный фильм для семейного просмотра.
Для тех, кто относился к Стоун как к очередной сексуальной блондинке, ее новая роль стала неожиданностью _ во-первых, всего двадцать минут, что может показаться недостойным звезды такого ранга, во-вторых, актрисе рановато браться за роли матерей. Ее героиня _ женщина без работы и без мужа, умирающий сын _ единственное, что есть в жизни.
Выступая на пресс-конференции, Стоун с большой теплотой отзывалась о работе с Кираном Калкином и Элденом Хенсоном, назвав этих двух подростков "самыми замечательными из партнеров, с которыми доводилось работать".
Одной из основных тем конференции стала тема борьбы со СПИДом, которой актриса, как и другие звезды первой величины, отдает много сил и средств. Она плакала, вспоминая о своем учителе, умершем от СПИДа пять лет назад. Он говорил: "Все, что мы делаем, играем, ради чего мы рискуем _ это любовь".
Любовь, забота и терпимость к живым существам, к любого рода меньшинствам или не-меньшинствам _ признак человека цивилизованного. И если лидеры мирового кинематографа обращают на это такое пристальное внимание, значит, это существует. И может быть, когда-нибудь дойдет до нас. Тогда отцы будут стесняться поднимать руку на своих детей, будут созданы нормальные условия для жизни инвалидов, а не для скорейшего их умирания, а на дорогах станут реже попадаться трупы собак и кошек.
Ольга ТУМАСОВА Канн _ Петербург