[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 96(1770), 26 мая 1998
|
Транспорт плюс логистика
"впишутся" ли Петербург и Ленобласть в международную транспортную систему?
Недавно в Лейпциге состоялась Международная выставка пассажирского и грузового транспорта "ТРАНСПОРТ + ЛОГИСТИКА-98", на которой 300 экспонентов из 24 стран представили новейшее оборудование и услуги.
Современный транспорт немыслим без логистики, в переводе с греческого означающей искусство вычислять, рассуждать. Это теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков. Зарубежный опыт, где во многих странах действуют центры логистических исследований, свидетельствует, что комплексное применение логистики позволяет сокращать материальные издержки на 15 _ 20 процентов.
Около 1165 года город Лейпциг получил право свободной торговли и веками кропотливо выращивал себя как ярмарочный центр Европы. В 1956 году состоялась международная регистрация знаменитого символа лейпцигской ярмарки _ двойного "М". Два года назад, потратив 1,4 млрд марок, здесь построили новый выставочный комплекс полезной площадью 102,5 тысячи кв. метров. Все продумано для обеспечения эффективной работы экспонентов и посетителей. В одном из пяти громадных павильонов поместились даже два дирижабля.
Не затерялся на выставке и стенд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наш регион демонстрировал себя как единый транспортный комплекс. Думается, это по достоинству оценили участники проходившего в рамках выставки форума "Транспортная сеть Восток _ Запад "2000 плюс".
Представители стран _ членов ЕС высказывали мнение по проблемам вхождения восточноевропейских государств в рынок транспортных, логистических и погрузочных услуг и о том, что надо сделать, дабы приспособить их транспортную инфраструктуру к высоким требованиям заказчиков. В свою очередь, выступавшие из России и других государств Восточной Европы поднимали вопрос о нацеленности западных перевозчиков, портов, экспедиторов и логистических фирм на новый транспортный рынок. Заявлялось, что развитие общеевропейских путей сообщения требует от западных стран большей политической и экономической открытости для остальной части континента.
Любопытно, как успешно реализуется в других государствах давняя идея еще ленинградских транспортников об интеграции различных видов транспорта путем организации комбинированных перевозок _ шоссе, реки, железные дороги. За последние шесть лет объем таких перевозок возрос в восемь раз. Отмечалось, что созданию общеконтинентальной транспортной системы по-прежнему препятствует разная ширина колеи железных дорог и различные параметры электротока. Кстати, россиян предупреждали о необходимости избежать ошибок, допущенных в Западной Европе лет 25 _ 30 назад при приватизации железных дорог.
Острая дискуссия возникла о безопасности перевозок людей и грузов по транспортной сети Восток-Запад. Для западных партнеров это прежде всего сложности с пересечением границ, приводящие к огромным, зачастую невосполнимым потерям времени. Приходится проходить до 10 видов контроля, за каждый надо платить (по некоторым оценкам, транснациональные корпорации теряют 10 процентов заказчиков из-за проблем таможенного контроля на стыке Запад _ Восток). Рекомендовалось изучить опыт швейцарцев, также не входящих в ЕС, безупречно организовавших процедуру пересечения грузами границы. Ключевая задача _ сомкнуть два таможенных пространства _ Евросоюза и России.
Продолжением форума стал семинар "Возможности и перспективы интеграции транспортного сектора Санкт-Петербурга и Ленинградской области в международную транспортную систему". Акцент был сделан на инвестиционную привлекательность дорожно-транспортной инфраструктуры города и новых транспортно-технологических комплексов на территории области.
Правда, неприятно поразило, что освоена нашими представителями только одна сторона логистики _ умение рассуждать, а вот с умением вычислять обстоит хуже. Патетические заявления о Петербурге как городе мирового значения, трогательное перечисление его транспортных нужд не подкреплялись для иностранных участников семинара самым важным _ в чем состоит их интерес, что принесут им лично инвестиции в транспортную инфраструктуру региона. Не были выстроены даже приоритеты _ какие проекты первоочередные, каким будут даны гарантии администрации города или области.
Вероятно, невозможен возврат к прежней практике, когда любое выступление перед иностранцами должно было быть завизировано начальством. Но, коли речь идет о презентации всего нашего региона, то готовить выступления надо согласованно, и какую-то экспертизу у специалистов они должны проходить. Просто жаль, что бизнесмен за свои деньги едет на ярмарку и не умеет показать товар лицом. Иностранные участники семинара образно говорили, что в регионе нужно снизить "сопротивление"
в виде финансовых и бюрократических барьеров, и тогда грузы, подобно электрическому току, потекут именно сюда.
Первый вице-губернатор Ленинградской области Ю. В.ЪСоколов видит пользу участия в Лейпцигской ярмарке в возможности широкого общения с иностранными партнерами, в частности, поиске банков для финансирования строительства платных автомобильных дорог.
Удалось показать, что у нас стабильно развивается транспорт, возникли компании, способные в сохранности и точно в срок доставить грузы до получателя, что прежде вызывало множество нареканий зарубежных бизнесменов. Семинар показал, что пока одни слезы льют, другие работают, к сожалению, успешный опыт ряда молодых предпринимателей слабо пропагандируется.
На вопрос об отношении к строительству в области новых портов (и на форуме, и на семинаре высказывалось мнение, что целесообразно более эффективно использовать имеющиеся порты) Юрий Васильевич предложил посмотреть, какой огромный стенд по соседству развернул рижский порт, как бы доказывая свою незаменимость.
Активную пропаганду вели на ярмарке представители портов Бремена, Гамбурга, Роттердама; последний готовится открывать свои представительства в Москве и Минске, но почему-то не в Петербурге, хотя именно с ним намерен сотрудничать по перевозке химических грузов.
Для президента промышленно-инвестиционной палаты Санкт-Петербурга Д. В. Сергеева участие в выставке стало поводом для размышлений о многослойном характере отношений в транспортной сфере. Удалось провести встречи по инновационным проблемам. Достигнута договоренность, что 100 немецких фирм приедут в июне на петербургскую выставку, посвященную высоким технологиям. Отобранные на ней после соответствующей экспертизы российские и немецкие проекты в ноябре будут рассмотрены на лейпцигской ярмарке "Инновации".
И несколько впечатлений от городского транспорта Лейпцига, вернее, трамвая. Видимо, благодаря логистике он в отличие от питерского развивается и чрезвычайно удобен для пассажиров. Судите сами. На каждой остановке подробные схемы маршрутов, автоматы по продаже билетов с описанием процедуры покупки и цен, расписание движения и электронные табло с часами и временем отправления ближайших трех трамваев, которое скрупулезно соблюдается. Не буду говорить об очевидном _ чистоте в вагонах и их приспособленности для инвалидов, пожилых людей, матерей с детскими колясками. Но стены вагонов, вместо опостылевшей у нас рекламы, заполнены информацией для пассажиров _ схемы, расписание. Электронное табло, где загорается название очередной остановки при одновременном объявлении ее по трансляции.
Питерские транспортники постоянно жалуются, что организовать посовременному движение им мешает нехватка денег. Неужели столь огромные средства нужны, чтобы на станциях метрополитена установить видимые издалека, а не в телескоп указатели направления движения поездов. Попытайтесь хотя бы на "Лиговском проспекте" углядеть, в какой стороне останавливается нужный вам поезд. В любом метрополитене мира на стенах каждой станции большие схемы города с нанесенной сеткой линий метро _ у нас щиты с водкой и колготками. Прозвучала критика в адрес несознательных пассажиров, не оценивших преимущества новых турникетов. В Лейпциге тоже турникеты на магнитных картах, только она возвращается пассажиру по ходу движения вперед, а заграждающее устройство при этом немного поворачивается, облегчая проход.
Мобильность людей и грузов _ ведущая идея нашего времени. Чтобы она осуществлялась безупречно, нужно, чтобы основополагающим критерием для транспорта служило удобство пользования им для всех: пассажиров, отправителей и получателей грузов, экспедиторов и перевозчиков Юрий СВЕТОВ На снимках: диапазон видов транспорта на выставке _ от дирижабля до собачьей упряжки.