[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 96(1770), 26 мая 1998
SPb Ved gerb

Переключая каналы
"НТВ" начинает и выигрывает В воскресенье наше телевидение бросило вызов Каннскому фестивалю.

В то время как на юге Франции разбирались с европейским кинематографом, в центре Москвы чествовали лучших российских телемастеров. Шло вручение премий "Тэфи". И если по уровню программ Европа нас еще порой обходит, то по количеству смокингов и черных дамских вечерних туалетов мы уже догнали и перегнали отдельные страны Евросоюза.

Премий было немало _ двадцать одна. Большая часть осталась, где была, _ в Москве. О поощрении регионов говорили много, но когда до дела дошло, выяснилось, что и самим едва хватает. Иногда на что-то пытался претендовать "ТВ-центр", но молодежь в итоге уступила дорогу не старикам, конечно, а матерым волкам _ представителям "ОРТ", "РТР" и "НТВ". Последние заполучили львиную долю призов (и за дизайн, и за лучшую информационную программу "Сегодня", и лучшему ведущему Михаилу Осокину). Кстати, многие телезрители в этот поздний час, судя по отзывам, тоже поддержали "НТВ", а не первую программу, которая транслировала "Тэфи": они смотрели фильм "Ворон" с Брэндоном Ли, а не тусовку, как две капли воды похожую на все прочие "Овации".

Лучшей развлекательной программой академики назвали "Сам себе режиссер" Алексея Лысенкова, лучшей художественной _ "В поисках утраченного" (здесь Глеб Скороходов победил Виталия Вульфа). Но в центре событий оказался лично Константин Эрнст. Мало того что он был главным продюсером церемонии, как значилось в титрах, он к тому же вел процедуру награждения (в паре с Ириной Зайцевой) и отлучился лишь однажды _ чтобы получить "Тэфи" как лучший продюсер-98 за "Старые песни о главном-3". В связи с чем вспомнился старый американский мультфильм о Брежневе, который, награждая космонавтов за победы в космосе, не забывал и на свою грудь прикалывать звезды... Московские теленачальники от скромности явно не умрут.

За петербургское телевидение было слегка обидно. Однако разочарование скрашивало наличие среди награжденных выходцев из нашей среды.

Так, воспитанник "Карповки" Павел Лобков был назван лучшим репортером.

А выпускник Театрального института Николай Фоменко был признан лучшим ведущим развлекательных программ "Перехват" и "Русские гвозди".

"Проектом года" академики сочли создание канала "Культура". Этот приз тоже можно назвать петербургским, потому что именно здесь родилась идея культурного телеканала, именно наш академик Лихачев долго и упорно доносил эту идею до сознания президента, именно у нас отняли "5й канал" и нашими передачами заполнили "Культуру". И все же с решением жюри можно согласиться. Особенно в эти дни, когда на "Культуре" появились передачи, отличающиеся от того, что идет по другим каналам.

Так, последняя неделя подарила встречу с выдающимся мастером видео Збигом Рыбчинским: шесть вечером подряд шли его фильмы _ от "Лестницы" до "Кафки", сопровождавшиеся интереснейшими интервью, которые в разные годы брала у режиссера Татьяна Паухова. Ретроспектива Рыбчинского _ цикл шедевров современного искусства _ это как раз то, ради чего телезрителю стоит смотреть канал "Культура" и ради чего стоило осуществлять этот проект.

Появилась на "Культуре" и новая программа "С потолка". Об этой идее _ рассказывать о людях, оставивших автографы на стенах и потолке гримерной БДТ, где в 60 _ 70-х вместе сидели Олег Басилашвили, Сергей Юрский и Анатолий Гаричев, я слышала давно. Но воплощаться она начала лишь теперь, когда золотой век театра Товстоногова миновал. Передача проста по форме, но ценна архивными материалами и свидетельствами очевидцев, ряды которых, увы, редеют.

Еще одному человеку, имеющему непосредственное отношение к каналу "Культура", был вручен специальный приз. Это Ксения Маринина, создательница и режиссер знаменитой "Кинопанорамы". Теперь она ведет программу "Телевидение _ любовь моя", в которой рассказывает о своих встречах на ТВ с великими актерами и режиссерами, о программах, которые стали легендарными. Бабанова, Раневская, Анджапаридзе, Плятт, Каплер... Люди такого масштаба _ редкие гости на сегодняшнем телевидении. Мы телевидение браним, в лучшем случае _ терпим, но все же остаемся его узниками. Не только потому что хотим знать свежие новости и любим смотреть детективы. Телевидение обладает и культурной памятью, в которой мы тоже нуждаемся. Кстати, еще один приз получила программа "Старая квартира", у которой с памятью тоже неплохо.

Хочется надеяться, что "проект года" не растворится в эфире. И встав на ноги, через год-другой будет загребать "Тэфи" горстями.

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]