[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 87(1761), 13 мая 1998
|
Премьера
Смеяться, право, не грешно...
"У нас сейчас ощущается дефицит юмора, улыбки. Улыбаться мы вообще разучились. Так что как-то развеселить общество просто необходимо.
А то ведь получается, что даже в комедиях сплошные убийства и прочий криминал. Тут уж не до улыбок", _ сказал Юрий Мамин на премьере своей новой комедии "Горько!", состоявшейся в кинотеатре "Кристалл-Палас".
Могу засвидетельствовать, что первые зрители внимали экрану с благодарностью, и реакция была бурной и непосредственной. Так что "улыбка" состоялась.
После премьеры многократно отмеченного наградами "Окна в Париж"
прошло уже больше пяти лет. Юрий Мамин, опытный и успешный комедиограф нашего кино, единственный из воспитанников комедийной мастерской Эльдара Рязанова, сохранивший верность избранному жанру, все последние годы не снимает фильмов. Работает на телевидении и в театре, а в кино нет. Его написанный вместе с Аркадием Тигаем сценарий "Рикошет" вот уже несколько лет без движения лежит на "Ленфильме". История банальная: нет средств на постановку, картина переходит из производственного плана одного года в следующий, и никаких гарантий, что и в нынешнем году "Рикошет" будет наконец-то запущен, нет.
В этой ситуации Мамин принял предложение петербургской студии "Никола-фильм" в рекордно короткие сроки снять комедию "Горько!", с тем чтобы одновременно можно было бы выпустить ее и на большой экран, и на видеокассетах. Студия "Никола-фильм" вместе с компанией "Твин" осуществили производство полнометражной картины за два с половиной месяца.
По драматургической конструкции фильм "Горько!" _ киноальманах.
Этакий мини-декамерон, состоящий из десяти новелл. Другими словами, десять анекдотических историй, рассказанных во дворце бракосочетаний. О чем новеллы? О чистой любви и о женском коварстве, о всевозможных курьезах, связанных с женитьбой и браком. Новеллы в соответствии с сюжетом выполнены в разной стилистике и, как всегда у Мамина, с тщательно разработанным и остроумным музыкальным сопровождением. В качестве авторов музыки, как обычно, выступают композитор и актер Алексей Заливалов и сам режиссер-постановщик. А сценаристов несколько _ все та же постоянная маминская команда _ Владимир Вардунас (автор "Праздника Нептуна" и "Фонтана"), Аркадий Тигай (в новой картине он и сопостановщик Мамина), поэт и драматург Вячеслав Лейкин.
Отобраны лишь абсурдные, парадоксальные ситуации. Пересказывать их нет никакого смысла, все это нужно видеть и слышать, иначе вся прелесть подобного свадебно-кинематографического декамерона исчезнет.
Конечно, в сравнении с прежними работами Мамина "Горько!" значительно проигрывает. Прежде всего потому, что самая сильная сторона его таланта _ социальная сатира _ здесь оказывается не использована.
Понимая, что в столь короткие сроки и с ограниченными средствами, всерьез (хоть, как всегда у Мамина, уморительно смешно) поднять социальную тему нереально, режиссер ограничивался шутливыми зарисовками.
Впрочем, маминский почерк узнать все же можно. Особенно в элементах пародии и самоиронии, которых в фильме довольно много.
Проявилась в картине и еще одна черта этого режиссера _ умение открывать актерские таланты. В свое время именно он привел в кино таких актеров, как Сергей Дрейден, Виктор Михайлов, Виктор Сухоруков. На этот раз у него успешно дебютировала целая группа студентов театральных вузов. Впрочем, в картине снимались и звезды уже вполне состоявшиеся.
Так, зрителя ожидают встречи с Кириллом Лавровым, Светланой Немоляевой, Еленой Драпеко, Юрием Томошевским. А вот, скажем, Ника Стрижак, участвуя в одной из новелл, исполняет роль телеведущей Ники Стрижак. Все это прекрасно вписывается в жанр комедии-шутки. А режиссер Юрий Мамин и продюсер Игорь Каленов уже подумывают о том, чтобы продолжить свадебную тему _ сделать фильм "Горько!-2". Думаю, зрители возражать не станут. Хотя от автора "Фонтана" и "Окна в Париж" они вправе ожидать и большего.
Евгений АБ