[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 81(1755), 30 апреля 1998
SPb Ved gerb

Обломок империи?
30 апреля _ 80 лет киностудии "Ленфильм"

В истории "Ленфильма" смена режиссерских поколений всегда имела особое значение. Молодые не только (как им и положено) вносили с собой свежий ветер перемен, новые темы и эстетические идеи, но при этом сохраняли верность традициям, не отрицали, а развивали лучшее из того, что было сделано предшественниками.

Так было в "золотые 30-е", когда один за другим выходили фильмы молодых, до тех пор мало кому известных режиссеров, почти сразу становившихся гордостью молодого советского кинематографа. "Встречный"

Ф.ЪЭрмлера и С. Юткевича, "Чапаев" братьев Васильевых, "Депутат Балтики" А. Зархи и И. Хейфица, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга не только прогремели на всю страну, но и получили международное признание.

Подобный взрыв-высвобождение режиссерской энергии повторился в начале 60-х. "Великие" были еще далеко не в преклонном возрасте (Козинцев снимал "Гамлета", Хейфиц в содружестве с Ю. Германом выпускал фильм за фильмом), а на пятки им уже наступала молодежь. Ученики почтительно относились к творчеству своих учителей, не собирались никого опровергать и ниспровергать, но уже по дебютам было видно, что это "другое кино". Глеб Панфилов заявил о себе фильмом "В огне брода нет", где по-новому осмыслялась трагедия гражданской войны, Виктор Трегубович поставил одну из самых достоверных картин о Великой Отечественной "На войне как на войне". Геннадий Полока вывел на экран своих незабываемых беспризорников в "Республике ШКИД", Савва Кулиш доказал в "Мертвом сезоне", что про "подвиг разведчика" можно рассказывать в документально-точной, будничной манере. Виталий Мельников снял героическую комедию "Начальник Чукотки" на такую официозную тему, как становление советской власти. На этом фоне почти незамеченными остались дебюты Ильи Авербаха и Семена Арановича, но в дальнейшем они обошли многих, кто стартовал раньше и эффектнее.

Никакого "застоя" в творческой жизни "Ленфильма" не было. Не без проблем, но картины выходили, и репутацию старейшей киностудии страны они отнюдь не портили. Редко, но вспыхивали и настоящие звезды режиссуры. Динара Асанова выпустила своих пронзительных "Пацанов" в самый "разгар застоя". Почти 15 лет пролежал на полке фильм Алексея Германа "Проверка на дорогах", но сам он продолжал работать, и картина "Двадцать дней без войны" вышла в прокат, прогремела по стране и за рубежом.

И все же к середине 80-х проблема смены поколений для "Ленфильма"

стала остро актуальной. Ощущали ее и ставшие мэтрами бывшие шестидесятники. Новые темы требовали новых эстетических принципов, притоков свежей режиссерской крови. Одной "Блондинки за углом" или "Прохиндиады" было явно недостаточно. И тогда начали звучать в коридорах "Ленфильма" новые имена: Александр Сокуров, Сергей Овчаров, Александр Рогожкин, Юрий Мамин, Сергей Снежкин... Дебюты были не просто яркие, они открывали новую страницу в истории "Ленфильма" и одновременно заставляли вспомнить о лучших годах. Фильм "Оно" по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина напоминал о легендарных "ленфильмовских" экранизациях тех времен, когда Адриан Пиотровский привлекал к работе в кино людей масштаба Юрия Тынянова. "Праздник Нептуна" и "Фонтан" через десятилетия посылали привет "фэксам". "Караул" и "ЧП районного масштаба"

возрождали подлинно гражданственный пафос... Словом, казалось, что грядут "золотые 90-е".

И они действительно поначалу были золотыми, вернее, позолоченными. Вместе с цензурными послаблениями в кино хлынули и большие деньги. Отнюдь не государственные. Нашлось много желающих "отмывать" теневые капиталы через кинопроизводство. На короткое время выпуск фильмов возрос до фантастических размеров. Кино не снимал только ленивый. Режиссерами возомнили себя бывшие ассистенты, каскадеры, кинокритики и бог знает кто еще. Но золотой дождь скоро прекратился, так как прокат был полностью захвачен дешевой американской кинопродукцией.

Главные события этого "кинотрагифарса" происходили в Москве, но "Ленфильм" они тоже затронули. Студия раскололась на несколько самостоятельных киноателье, по принципу прежних творческих объединений. Но очень скоро выяснилось, что в условиях постоянно сокращающегося государственного финансирования по отдельности выжить еще труднее, чем вместе. Затеянное еще в 1993 году акционирование так и не было проведено. Оставаясь государственным предприятием в государстве, у которого нет ни желания, ни средств всерьез помогать национальному кинематографу, "Ленфильм" оказался обреченным на унизительную борьбу за выживание.

А поколение режиссеров, которое обещало и могло сделать так много для родной студии, оказалось, по сути дела, потерянным поколением для родной студии. Они предпочитают работать на телевидении, ставить спектакли в театрах, создают свои студии, пытаясь выплывать в одиночку в море частного кинобизнеса. И это не столько их вина, сколько беда. На скользком этом пути неизбежны компромиссы и творческие потери.

"Ленфильм" же всегда рад возвращению "блудных сыновей". Фильмы, запущенные в производство несколько лет назад, медленно, со скрипом, но продолжают сниматься. Именно в эти дни завершается эпопея с картиной Германа "Хрусталев, машину!", которой уже забронировано место в конкурсном показе Каннского фестиваля. Есть надежда, что выйдут в этом году "Цветы календулы" Снеткина и Коновальчука. Выпустил новый фильм "Горько!" Мамин. Планируется запуск "Мистерии Горы" Сокурова и нового фильма Овчарова...

Времена, когда эмблема с изображением Медного всадника в лучах прожекторов горделиво олицетворяла весь художественный кинематограф нашего города, вряд ли вернутся. Но и скромный титр "При содействии "Ленфильма" по нынешним временам тоже дорогого стоит.

Владимир ПОЛУШКО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]