[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 81(1755), 30 апреля 1998
|
"Граждане должны быть счастливы..."
Девяносто лет назад, 21 апреля 1908 года, академик архитектуры Леонтий Николаевич Бенуа призвал Общее собрание Академии художеств обратиться в городскую Управу с предложением: пора составить перспективный, комплексный план развития Санкт-Петербурга. Два года спустя, 10 августа 1910 года, уже сам П. А. Столыпин отправил президенту Академии художеств послание "О необходимости составления полного проекта оборудования города С.-Петербурга".
В 1911 году все тот же Бенуа совместно с М. М. Перетятковичем и инженером путей сообщения Ф. Е. Енакиевым познакомил, наконец, общественность с результатами своей деятельности.
Основой коренного переустройства столицы Российской империи предложено было иметь несколько постулатов: _ "в городах граждане должны быть счастливы и жить в безопасности" (Аристотель); _ "здоровье, общение и красота", гигиенические условия жизни _ прежде всего; _ "образы прекрасного, окружающие людей, увеличивают ценность народного труда"; _ Санкт-Петербург был и останется в будущем "Великим воспитателем притекающего юношества"; _ Петербург _ устье выхода энергии Внутренней Страны, место прорыва на Запад огромного субконтинента _ России, и поэтому переустраивать город _ символ могущества, славы и культуры _ должна вся страна.
К 1937 году, по тогдашним расчетам, в Петербурге должно было жить более трех миллионов населения. Кстати говоря, Ладожский водопровод, который начали строить от мыса Осиновец весной 1914 года, планировался на население в 4,5 млн (расчетный уровень 1947 года); с окрестностями цифра доходила до 5,5 млн.
Что еще планировал Бенуа "со товарищи"? Все промышленные предприятия в обязательном порядке необходимо выводить за пределы городской черты, в центре и на окраинах разбивать парки, скверы и сады, не останавливаясь перед сносом старых жилых и общественных зданий (их городская казна обязана была выкупать). Постепенно полностью и радикально решить вопрос "о дешевых квартирах для рабочих", о новых домах для больниц и домов для престарелых. Внимательно рассматривать предложения о строительстве городов-садов (ныне это города-спутники) с дешевыми коттеджами вдоль линий пригородных железных дорог. В центре города сносить старые здания для прокладки новых магистралей.
Вот еще из тогдашних планов: Петербург должен развиваться вдоль Правого берега Невы, вверх по течению, в местности, высокой и здоровой. Застраивать Петроградскую сторону и Васильевский остров нецелесообразно: они низкие и могут затапливаться.
Крюков канал предлагалось засыпать, на его месте и по всей линии от него к Обводному каналу снести жилые и иные здания и продолжить новый роскошный проспект _ проезд императора Николая I. На месте Литовского рынка, с целью скрыть "зады" Мариинского театра, воздвигнуть величественный концертный зал. Сам Литовский замок-тюрьму (на его месте сейчас жилмассив) предлагалось перестроить для комендатуры Петербурга.
Авторы проекта знали заранее, что владельцы недвижимых имуществ по линии нового проспекта будут протестовать против обязанности продать их городу под снос, но _ "протесты эти не должны быть уважены"...
Нужно ли говорить, что грандиозные планы Бенуа и его коллег осуществлены не были. Хорошо ли это _ судить читателю. Но право, было бы любопытно увидеть "в натуре" все эти новые проспекты, скверы и строения...
Станислав КЛЕЩУК