[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 78(1752), 25 апреля 1998
|
Секунда истории
Указано: "учредить тротуары"
Висели прежде _ да не так уж и давно, кажется _ в транспорте плакатики, призывающие не разрешать детям играть на мостовой. Теперь этот призыв поменял стиль на протокольный: вместо слова "мостовая" говорят _ "проезжая часть". А ведь за этим словом _ целый пласт городской истории, долгая летопись мощения улиц.
...Так повелось от рождения новой столицы, что ее улицы (тротуаров тогда не знавшие) были как бы поделены между двумя хозяевами. Деление производилось просто: по тому, перед чьим строением участок находился _ казенным или частным.
Ради чего это делалось, можно понять из названия сенатского указа времен Елизаветы Петровны: "О содержании мостовых по улицам в Санктпетербурге против казенных строений от казны, а против обывательских дворов самими обывателями". (Подобные указы, и именные, и сенатские, издавались и до Елизаветы, и после нее.) С появлением, уже при Екатерине II, органов городского управления за "казенную" часть городских улиц, за площади и мосты стали отвечать Дума с Управою.
Обыватели же, с их натуральной повинностью, остались предоставлены сами себе.
Впрочем, Думе не раз приходила в голову мысль отказаться от такой нелепой практики устройства и содержания мостовых. Как свидетельствуют ее протоколы _ еще в 1834 году! Но тогда "приступ к приведению этого предположения в исполнение был отложен до изыскания лучшего способа мощения улиц".
Изыскания растянулись на долгие годы. Зато, кажется, не было способа устройства мостовых, который бы не применялся в Петербурге.
Их делали из битого камня и именовали "шоссе". (Такое "шоссе"
представлял собой долгое время, к примеру, Каменноостровский проспект.) Устилали булыжником. (Зайдите с Фонтанки в ворота перед Шереметевским дворцом: перед его подъездом _ булыжный двор, не столетней ли давности?) Выкладывали тесаным камнем. (Точно так сделали несколько лет назад вокруг Екатерининского сквера.) Заливали асфальтом. (Такая мостовая, из самых первых, к 1871 году уже имелась на набережной Фонтанки, между Симеоновским и Пантелеймоновским мостами.) Применяли деревянные торцовые шашки. (На нашем снимке начала века таким манером переделывают мостовую на Дворцовой набережной.) Наконец, пробовали чугунные решетки (на Дворцовой площади) и гранитные плиты (перед одним из домов на Б. Морской.) Увы, у каждого способа были свои недостатки. Булыжник нельзя плотно утрамбовать; на чугунной мостовой лошади теряли подковы; асфальт оказывался слишком скользок и непрактичен "в нашем климате"; деревянные торцы выходили слишком невыгодны: "одним Невским проспектом истребляется на мостовую до 5625 дерев ежегодно"...
Видно, трудности выбора вынудили оставить все как есть, потому что даже в 1915 году автор заметки в журнале "Зодчий", гражданский инженер В.ЪЗуев, писал все о том же: "Натуральная повинность должна быть заменена денежной, а вся забота об улицах перейти на хозяина их _ город".
...В таких условиях нечего удивляться, если столичные мостовые имели ужасный вид.
Это домовладельцы с Невского могли собраться в 1871 году _ и выработать единый план мощения своего проспекта.
А на улицах не столь значительных каждый, бывало, мостил свой "участок" самостоятельно, что с прискорбием отражали и протоколы Думы: "участки эти часто отделяются друг от друга рядом крупных камней".
Между прочим, очень мешали малопроезжие мостовые петербургским пожарным. В 1912 году, воспользовавшись тем, что в нашем городе проходил Международный пожарный конгресс, они представили городскому голове И. И. Глазунову доклад, в котором назвали 211 улиц "или совершенно без мостовых, или с разрушенными, по которым все равно нельзя проехать".
Вряд ли конструктивно отреагировал голова на тот доклад, раз через четыре года некто Н.ЪИ. Данилевский вынес в заголовок своей брошюры безнадежно риторический вопрос: "Дождется ли Петроград благоустроенных мостовых и тротуаров?"
...Кстати, о тротуарах. Они появились в Петербурге только после 1816 года, и озаботился их устройством Александр I.
30 октября (по ст. стилю) он направил главнокомандующему в СанктПетербурге С. К. Вязмитинову "Постановление о тротуарах", которым повелел "со временем учредить" их по всем улицам, набережным и на площадях столицы. Начать работы было рекомендовано уже в следующем году и с улиц Вознесенской и Гороховой _ до Екатерининского канала, а также Малой Миллионной и обеих Морских.
Определил царь также материал и параметры: гранитные камни или плиты шириною 2 аршина (142 см), по две плиты в ряд. По краям тротуаров, на определенном расстоянии друг от друга, надлежало ставить чугунные столбики, "сделанные по одной модели". Указано было и где столбики эти брать _ "на Санкт-Петербургском Литейном заводе, состоящем в 3 верстах по дороге Петергофской"...
Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов