[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 62(1736), 3 апреля 1998
SPb Ved gerb

Премьера
Как важно быть серьезным Роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" стал в 1890 году одним из самых громких литературных скандалов конца XIX века. И не только литературных. Через пять лет ругательные рецензии на "Портрет..."

фигурировали в качестве обвинительных улик на суде над Уайльдом.

Сегодня обвинения в проповеди аморализма выглядят смехотворными (хотя самому Уайльду, чья ранняя смерть в возрасте 46 лет несомненно была "навеяна" воспоминаниями о Редингской тюрьме, было не до смеха).

Уайльд обожал эпатировать буржуазную публику своими изящно-циничными парадоксами как в творчестве, так и в светском "быту". Но "Портрет Дориана Грея", по нынешним меркам, _ произведение высокоморальное и даже назидательное. Хотя и весьма далекое от прописных ханжеских истин и скучной дидактики. Речь идет об истинах вечных и проблемах космических. Не случайно роман Уайльда ставят в один ряд с "Фаустом" Гете и "Шагреневой кожей" Бальзака. В этом ряду и гоголевский "Портрет".

Гоголь на премьере "Портрета Дориана Грея" в театре "Русская антреприза" имени Андрея Миронова вспомнился не случайно. Года четыре назад спектакль молодого режиссера Влада Фурмана "Мертвые души" стал одним из первых репертуарных шагов этого театра, тогда еще бездомного.

Создатель и руководитель "Русской антрепризы" Рудольф Фурманов занимался в основном прокатом московских и петербургских звезд да поисками "крыши" для театра. Сейчас, когда театр уже полностью обжил уютное здание бывшего "Эксперимента" у станции метро "Петроградская", младший Фурман расширил "семейный" репертуар довольно значительно, причем выбор авторов не может не вызывать уважения: после Гоголя _ Достоевский, Лев Толстой, Ингмар Бергман...

К Уайльду Влад Фурман тоже подошел серьезно и основательно. Инсценировка Владимира Захарова сохранила основную проблематику романа; тему тщетности попыток "остановить мгновенье", зафиксировать проявления прекрасного не только в искусстве, но и в реальной жизни. И чем больше у человека оснований считать себя исключительной личностью, способной заменить действительность мечтой, тем страшнее будет неизбежная расплата.

Об этом и стремится сказать своим спектаклем Влад Фурман. Хотя поначалу возникли опасения, что основную тему заглушат всякие модные веяния вроде недавно показанной театром Виктюка фантазии на тему уайльдовской "Саломеи". И действительно, увидев, какие плотоядные взгляды бросает на Дориана впервые встретивший его сэр Генри (Валерий Кухарешин после давнего "Фердинандо" теперь уже более уверенно изображает повадки бисексуала), как старательно демонстрирует "обнаженную натуру"

позирующий для портрета Дориан (студент IV курса Театральной академии Ярослав Иванов), зрители (во всяком случае большая их часть) начинают досадливо переглядываться: ну вот, мол, попали на очередную "голубую рапсодию".

К счастью, обозначив "расстановку сил", режиссер больше к этой теме практически не возвращается. Уайльд, несомненно, наделил лорда Генри многими автобиографическими чертами, но, конечно, имел в виду в первую очередь не сексуальную ориентацию, а философские, мировоззренческие позиции. Кухарешин играет не столько практика, сколько теоретика порока, пожалуй, чуть злоупотребляя "мефистофельскими" повадками и интонациями. Иванов очень хорош и убедителен в образе вступающего в жизнь молодого Дориана, когда упоение молодостью, кажущаяся абсолютной власть над людьми и над самим временем бьют в нем через край. Но вот несостоявшееся покаяние, процесс распада личности ему пока сыграть, видимо, просто не под силу. Не случайно режиссер в самые ответственные моменты придумывает для актера своего рода "подпорки": то светом помигает, то декорацию в движение приведет, то полведра кроваво-красной краски на Дориана выльет... Актеру это помогает мало, но зрителей отвлекает.

К "Портрету Дориана Грея" в "Русской антрепризе" можно предъявить еще ряд претензий по части стилевой чистоты и изящества, столь важных при обращении к Уайльду. Но в данный момент важно, что спектакль этот весомо добавляет театральную, а не концертную часть репертуара. Ведь "Антреприза" сейчас как бы на распутье, застыла в размышлениях, по какому пути двигаться дальше. Останется ли она уютной прокатной площадкой для звезд или превратится в маленький, но серьезный репертуарный театр, сейчас сказать трудно. Но то, что об этом задумываются, уже хорошо.

Владимир ПОЛУШКОФото Елены КАРУСААР


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]