[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 58(1732), 28 марта 1998
SPb Ved gerb

Кто победит: Кочарян или Демирчян?
От исхода президентских выборов зависит будущее Армении 30 марта Армения впервые будет выбирать своего президента во втором туре всенародного голосования. В 1991 и 1996 гг. дело до этого не доходило _ одного этапа оказывалось достаточно. Теперь явно подуставшему от чрезвычайно насыщенной предвыборной агитации электорату предстоит отдать предпочтение кому-то из двух кандидатов в президенты: либо премьер-министру Роберту Кочаряну, либо бывшему первому секретарю ЦК компартии Армении, а ныне гендиректору АО "Армэлектромаш" Карену Демирчяну.

Вопрос: "За кого голосовать?" _ по-прежнему остается в эти дни, пожалуй, самым главным для общества, вновь оказавшегося до предела политизированным. Высокая активность избирателей в первом туре, похоже, не оставила сомнений в том, что народ в целом вполне осознает, какой судьбоносный период переживает страна. По сути, от нынешних выборов и от того, кто придет к власти, во многом зависит, по какому пути пойдет Армения и какое общество здесь будут строить?

Несомненно, одной из главных проблем для страны является урегулирование карабахского конфликта. Собственно, именно это и стало детонатором разразившихся в правящих кругах противоречий, приведших к кризису власти. И если сопоставить предвыборные программы Р. Кочаряна и К.

Демирчяна, то в разделах, относящихся к карабахской проблеме, вряд ли можно заметить сколь-нибудь серьезные различия. Оба декларируют свою приверженность к мирному урегулированию конфликта путем переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, оба _ за поиск разумных компромиссов и недопущение односторонних уступок Азербайджану.

В вопросах внутренней политики и Кочарян, и Демирчян выражают готовность вести диалог со всеми партиями и движениями, добиться верховенства закона и обеспечить стабильность и согласие в обществе. Для Армении, где после печально известных президентских выборов 1996 года образовалась пропасть между народом и властью, эти обещания претендентов на высший государственный пост чрезвычайно важны.

Что же касается социально-экономического развития страны, то очевидно, что именно здесь пути кандидатов всерьез расходятся. Кочарян, судя по его предвыборной программе и заявлениям о преемственности власти, намерен продолжить монетаристский курс рыночных реформ и форсировать темпы приватизации. Той, которая за постсоветские годы привела к стремительному расслоению общества и образованию финансово-промышленной олигархии, сосредоточившей в своих руках значительную часть бывшей общенациональной собственности.

Между тем на прошедшей на днях пресс-конференции Демирчян, отвечая на вопрос корреспондента "СПб ведомостей" о том, в чем состоит водораздел подходов двух кандидатов в президенты к экономической и социальной политике, подтвердил, что здесь действительно существуют принципиальные различия. По мнению Демирчяна, реформы необходимо переориентировать на повышение уровня жизни населения, в противном случае они теряют смысл и приводят к повальному обнищанию. А так как именно государство несет ответственность за это, то оно должно взять на себя роль регулятора рыночных преобразований _ хотя бы в нынешний переходный период _ и заботиться об их социальной направленности.

Приватизацию, в результате которой новоявленные собственники, вместо того чтобы создавать рабочие места, стали спешно распродавать по бросовым ценам основные фонды предприятий и набивать карманы, Демирчян назвал разбазариванием общенационального достояния. И он намерен приостановить этот пагубный процесс. Вместе с тем, как отметил кандидат, в случае его избрания рыночные реформы в стране продолжатся, но изменится их ориентация, с тем чтобы вывести страну из тяжелого социального кризиса. А приватизация будет осуществляться не огульно, как сейчас, а более прагматично.

Принципиально отличаются позиции кандидатов в президенты и по поводу возможности присоединения Армении к союзу Россия _ Белоруссия.

Демирчян недвусмысленно заявил: "В Армении собрано свыше 1 млн подписей за вступление страны в российско-белорусский альянс. И при необходимости это будет использовано". На тот же вопрос руководитель прессслужбы предвыборного штаба Кочаряна ответил, что Армения строит свои отношения с Россией на основе заключенного между двумя странами Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и "возможность вступления в какой-либо союз не рассматривается".

Тем временем _ в последние дни перед вторым туром _ идет активная перегруппировка политических сил. О своей поддержке Кочаряну заявили несколько экс-кандидатов в президенты, проигравших в первом туре. В пользу премьера, претендующего на президентское кресло, вполне открыто работает почти весь государственный аппарат.

Занявший в первом туре выборов почетное третье место известный оппозиционный лидер Вазген Манукян выступил с заявлением о том, что он и его партия не собираются поддерживать ни одного из кандидатов. Но будут максимально способствовать тому, чтобы "хотя бы второй тур прошел честно и справедливо".

В этих условиях многое зависит от позиции коммунистов, лидер которых _ Сергей Бадалян _ получил более 11 процентов голосов избирателей (что по сравнению с прошлым его участием в выборах можно считать успехом) и отстал от Манукяна лишь на 1 процент.

Если учесть, что в первом туре разница голосов, поданных за Кочаряна и Демирчяна, составила 8 процентов в пользу первого, то, по мнению многих аналитиков, поддержка коммунистов бывшему руководителю ЦК КПА вполне может оказать решающее воздействие на исход выборов. Но при одном очень важном условии: если не повторятся многочисленные факты грубейших нарушений, в результате которых от Демирчяна "ушли" тысячи голосов. Не говоря уже о допущенных Центризбиркомом страны погрешностях, составивших, по экспертным данным, свыше 60 тысяч голосов. Для маленькой Армении это значительная цифра.

Примечательно, что кандидаты в президенты, подписавшие известное заявление "пять плюс два" с требованием о признании первого тура выборов недействительными, сегодня отмечают, что этот политический документ фактически предотвратил дальнейшую экскалацию нарушений. По меткому выражению одного из авторов заявления, если в первом туре был выбор между политическими программами, то теперь будет между беззаконием и законностью.

Как бы то ни было, но 30 марта предстоит чрезвычайно напряженная борьба, исход которой трудно предугадать. Так что доживем до понедельника.

Ашот МЕЛИКЯН,наш собкор Ереван


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]