[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 54(1728), 24 марта 1998
SPb Ved gerb

Переключая каналы
В ожидании чего?

Еще в те далекие времена, когда Дмитрий Астрахан был самым молодым и перспективным главным режиссером в Петербурге _ возглавлял Театр комедии, _ он не раз признавался в интервью, что мечтает о мировой славе, об "Оскарах" и Голливуде. Его идеалом был Марк Захаров, умело сочетавший успех в "Ленкоме" и карьеру телевизионого мастера. И вот свершилось: Дмитрий Астрахан вышел на всероссийскую орбиту с сериалом "Зал ожидания", который демонстрируется в лучшее вечернее время по "ОРТ".

Правда, режиссер уже не служит в театре, отдавая все время и весь талант кинематографу, но уроки театра он и его соавтор, сценарист Олег Данилов, запомнили крепко. Поэтому героям сериала хочется сказать:"Ну и артисты!". По той же причине сюжет полон цитат _ тайных и явных _ из пьес. Здесь бомж наизусть шпарит из Островского. Дети в детдоме разыгрывают в драмкружке пьесу "На дне", и тот же бомж (главный герой фильма в исполнении Михаила Боярского) разыгрывает роль странника Луки _ и в детском спектакле, и в фильме. Знатоки видят и другие параллели, уже из области кино, начиная с "Безымянной звезды" (этот фильм Михаила Козакова так кстати показали нам недавно по ТВ) и включая "Доживем до понедельника" и "Вокзал для двоих". Да и добрая половина персонажей _ киношники. Их быт и нравы списаны, что называется, с натуры. Впрочем, таланту не прикажешь. Еще Мольер говаривал: "Беру мое там, где нахожу".

Однако Мольер не трудился над сериалами, и в этом его главное отличие от авторов "Зала ожидания". К слову, название фильма, надо полагать, _ аллегория. Потому что на протяжении пяти первых серий мы так ни разу и не увидели этой части зареченского вокзала. Судя по всему, климат в этом захолустном городишке столь хорош, а поезда останавливаются здесь так редко, что зал ожидания не нужен. Да и чего, собственно, ждать? Местные жители все как один рвутся: "В Москву, в Москву, в Москву!" (ах, простите, меня тоже на театральщину потянуло, видно заразительно), потому как тут никакой перспективы _ ни для лейтенантов милиции, ни для культуристов, ни для юных дарований, а жизнь, как разъяснил нам один из персонажей, одна.

В зале ожидания, как нам намекают создатели сериала, _ вся страна. Таким образом фильм претендует на звание энциклопедии русской жизни.

Вот в этом пункте, пожалуй, мы и расходимся. Во-первых, не чувствую я в картине досконального (да и вообще какого-нибудь выходящего за рамки теленовостей) знания современной жизни. Во-вторых, не верю в серьезность намерений. В-третьих, подозреваю, что телесериалы строятся по иным законам.

Каждая неделя обрушивает их на нас в изобилии. Но отчего-то ни производители сладких "мыльных опер", ни мастера детективного жанра не замахиваются на решение всех социально-политических и морально-психологических проблем сразу. Конечно, в нашем фильме тоже произведен некоторый отбор. Его путеводная нить демографического толка: рожать детей или сниматься в кино _ вот в чем вопрос! Что называется, Гамлет со своим "быть или не быть" может отдыхать.

По моим скромным наблюдениям, сериалы бывают двух сортов: оченьочень быстрые и очень-очень медленные. "Экшн" для детективов и "рапид"

для бразилианцев и санта-барбарианцев. "Зал ожидания", если можно так выразится, сидит на двух стульях. Может быть, для транзитного пассажира это и выгодная ситуация. Но для сериала _ убийственная. Есть риск оказаться между стульями.

Однако не будем делать скоропалительных выводов. Мы не видели еще и половины содеянного... Конечно, шедевр можно угадать и по обломку, но я, каюсь, не угадала. В шедевральности заставляют усомниться и главные герои сериала _ любимцы публики Михаил Ульянов и Вячеслав Тихонов. Их пример _ другим наука. Оказывается, русский артист не готов к участию в "мыле": не умеет выразительно подавать фальшивый текст, не способен быть естественным в дурацком положении. Учиться надо, господа народные артисты! Если уж соглашаетесь играть в "развесистой клюкве".

Что до телезрителей, то подозреваю: вся страна к экранам не прильнула. Футбольному матчу "Спартак _ Аякс" фильм соперником не стал.

К тому же "Залу ожидания" конкуренцию составили "Петербургские тайны"

(они идут по каналу "Россия" параллельно) _ у этого гораздо более грамотно сделанного сериала есть постоянная аудитория, которая не изменила своим пристрастиям. Так что с "Оскаром" повременим.

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]