[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 49(1723), 17 марта 1998
|
Пять месяцев в пеленках
пребывает петербургское местное самоуправление Избранной в 32 округах 28 сентября муниципальной власти перевалило за пять месяцев. Возраст, что и говорить, младенческий. Но ведь грудные дети в это время уже активно учатся и ползать, и держать головку _ при помощи, естественно, своих родителей. Увы, о нашем местном самоуправлении сказать такое трудно. Оно-то бы и радо, конечно. Но вот с эффективной помощью как раз проблемы.
Законодательное собрание явно не торопится: вся необходимая правовая база для нормального функционирования муниципальных советов не готова и наполовину. Дважды "прокатили" один из ключевых законов _ о пообъектном составе собственности муниципальных образований, которым местное самоуправление было бы наделено хотя бы минимумом недвижимости и, соответственно, финансами из бюджета на эту закрепленную собственность.
Другой важный закон, определяющий процедуру наделения муниципалитетов собственностью, буквально застрял в Мариинском дворце. Так же как и закон о наделении местного самоуправления отдельными полномочиями государственной власти. Оно и понятно: какое дело городским депутатам до своих муниципальных коллег, если целый месяц они только и занимаются персональным вопросом о своем председателе.
Вот так: нет до сих пор у муниципалитетов ни собственности, ни полномочий. И все это время они просто вынуждены заниматься только "бумаготворчеством". А именно _ выработкой и принятием своих уставов.
Этап этот для становления местной власти, безусловно, важен. Но и тут _ сплошные проблемы. Опять-таки спорили долго Смольный с Мариинским дворцом вокруг закона о порядке регистрации муниципальных уставов. Губернатор накладывал на него вето, депутаты его преодолевали.
В трактовке самих законодателей борьба шла за независимость процедуры регистрации уставов: В. Яковлев предлагал, мол, закрепить это дело за неким органом, назначаемым городской администрацией, депутаты же хотели оставить регистрационную функцию за собой. В итоге победило Законодательное собрание: вето было преодолено, и губернатор подписал закон в первоначальной редакции.
Вроде бы хорошо: возможный волюнтаризм исполнительной власти, какое бы то ни было ее давление с целью пробить "нужный" вариант устава исключены. Но что на самом деле? Процесс регистрации затягивается до беспредела.
Ящики рабочей документации Законодательного собрания уже сейчас буквально распухают от проектов муниципальных уставов, но они не регистрируются. В феврале, например, у депутатов руки дошли лишь до "конституций" поселков Солнечное и Комарово. А остальные ждут. "Нас предупредили, _ говорит заместитель председателя Пушкинского городского совета Александр Логинов, _ что даже если все будет гладко, то наш устав будет регистрироваться месяца четыре". Займись этим специальная регистрационная палата, надо полагать, процесс пошел бы наверняка быстрее.
В отсутствие же утвержденного устава не стать никакому муниципалитету юридическим лицом, не открыть свой расчетный счет. Словом, "мимо кассы" _ без причитающихся бюджетных денег. А значит, и без возможности нормально работать в интересах избирателей.
Есть, однако, мнение, что, ставя проблему открытия счетов в зависимость от регистрации уставов, городские чиновники от юриспруденции все же лукавят. Для постановки юридического лица на учет в органах статистики, в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде и Фонде соцстраха достаточно представить утвержденный протокол избирательной комиссии. А для открытия расчетного счета _ еще и выписку из протокола заседания муниципального совета об избрании первого лица, которое становится распределителем кредитов, и его приказ о назначении бухгалтера. В самом деле, как тогда по элементарной логике существовали банковские счета у Смольного и Мариинского дворца в то время, когда Устава Санкт-Петербурга не было и в природе?
Процесс регистрации уставов может затянуться, кстати, не только из-за чисто бюрократических проволочек. Тот же А.ЪЛогинов из Пушкина рассказал, например, что их документ получил из юридического управления Законодательного собрания длиннющий список замечаний и возражений. "А суть проста, _ говорит муниципальный депутат, _ мы заложили в свой устав не 24 позиции полномочий, которые обозначены в петербургском законе о местном самоуправлении, а 30 _ именно столько, сколько их содержит закон федеральный. На каком основании городские законодатели урезали этот список? Получается, что, по их логике, город Пушкин находится вне России?"
Пушкинские депутаты, в частности, намерены отстаивать за собой право влиять на вопросы архитектурной планировки и градостроения, распределения земельных участков. "Не из Смольного же и не с Исаакиевской площади виднее, где в Пушкине строить тот или иной дом", _ рассуждает А. Логинов.
Но по петербургскому закону муниципалитеты к этим проблемам не подпущены и на пушечный выстрел. "А я и согласился-то баллотироваться в депутаты местного самоуправления только потому, что и мне, и другим коренным жителям поселка надоел тот беспредел, который творится у нас со строительством коттеджей и получением земли, _ говорит председатель местного совета поселка Александровская Виктор Васильев. _ Дворцы "новых русских" растут в самых престижных уголках как грибы. Кто, где, на каком основании продает или раздает им участки _ темен лес. А местные жители не просто недовольны, они завалили нас жалобами".
Ходит и ходит в Александровский совет одна старушка. Поднимется по лестнице, отдышится и начинает плакать. Беда у нее нешуточная. Построился рядом с ее домиком какой-то питерский толстосум и нарушил всю гидросистему. Теперь бедную женщину заливает водой по самое крыльцо. А он никакую канаву через свой участок копать не разрешает: я, мол, тут хозяин, и точка.
_ Как помочь этой старушке, ума не приложу, _ вздыхает В.ЪВасильев, _ мы, новая местная власть, никак не влияем на земельные вопросы. Я где-то понимаю городских депутатов, которые урезали в своем законе то, что прописано в федеральном акте. Петербург _ единый мегаполис, и допускать в нем какие-либо манипуляции с землей на местном уровне небезопасно. Но ведь города-спутники, поселки _ объективно нечто иное. Здесь-то как раз, наоборот, неоправданно управлять распределением земли исключительно из центра. Надо добиваться, чтобы наделение участками, новое строительство хотя бы согласовывалось с муниципальными властями.
Конечно, молодые петербургские местные советы и в этой сложной ситуации стараются не сидеть сложа руки. Надо ведь как-то оправдывать доверие избирателей. В том же поселке Александровская, например, депутаты сумели отремонтировать мостик через ручей, по которому машина доставляет баллоны с газом в несколько домов. Коллективное письмо жителей по этому поводу бывшая поселковая администрация продержала под сукном два месяца, а потом "любезно" подкинула новой власти с формулировкой "Для включения в план работы". К чести муниципалитета, он не стал разводить тут бюрократическую волокиту, а решил наболевшую проблему на деле.
В поселке Тярлево, как рассказал глава местного совета Павел Еремеев, была организована раздача новогодних подарков для детей и т. д.
Но в целом местное самоуправление, как ни крути, до сих пор тесно спеленуто государственной властью, которая явно не спешит с ним делиться ни собственностью, ни деньгами, ни правами и полномочиями.
В этом плане депутатам городских муниципальных образований, которые избраны в феврале, будет еще сложнее. В нынешнем законодательном вакууме они вообще с трудом представляют свой круг задач. "Ясно пока лишь одно, _ констатирует Дмитрий Гаврилов, ставший депутатом в одном из округов Невского района, _ если будем только сидеть и ждать дотаций из городского бюджета, ничего вообще не получится. Надо думать о создании каких-то муниципальных предприятий, которые дали бы реальный доход".
Но попробуйте-ка пробейтесь сквозь стену из сырого законодательства и чиновничьих проволочек! Где уж тут думать о своих предприятиях, если даже стул, на котором сидишь, не в твоей собственности. Какое уж там "планов громадье", если пускают тебя "по кругу", отказывая публиковать принятый устав.
Грустно, но если пеленочный период местного самоуправления растянется на все два года первого его созыва, то могут сбыться наиболее мрачные прогнозы некоторых политологов. А именно: дискредитированной, спрофанированной окажется сама идея новой власти на местах.
Александр РАБКОВСКИЙ