[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 48(1722), 14 марта 1998
|
Театр _ на месте бассейна
Оперные сезоны в "Олимпии"
...На месте уютного Некрасовского сквера, что на Песках, некогда находился пруд. Такой же пруд, больших размеров, был и на противоположной стороне нынешней улицы Некрасова _ там, где теперь высится огромный жилой дом. Эти "бассейны" (отсюда и прежнее название улицы _ Бассейная) появились тут еще при Петре Первом: они были вырыты для питания водой фонтанов Летнего сада. На рубеже 1880 _ 1890-х годов их зарыли, на этом месте разбили скверы.
Через несколько лет на месте большего из прудов (по адресу Бассейная, 58) возникло увеселительное заведение "Новый Эрмитаж" _ с садовыми павильонами, киосками, эстрадой и летним деревянным театром. За год до наступления нового века заведение сменило название на более привлекательное _ "Олимпия". Пробавлялось оно тогда комедией, фарсами, опереткой. Изредка пускали сюда и драму, и мелодраму, и даже "чемпионаты мира" по французской борьбе.
Опера _ мечта всякого уважающего себя антрепренера _ была заведена в "Олимпии" только в сезон 1902 года. Перед этим театр (получивший имя нового летнего) заново обустроили, обнесли застекленной галереей, иллюминировали, а аллеи украсили цветочными клумбами.
В течение нескорльких летних сезонов Пески становились оперным центром Петербурга. Конечно, с самого начала антреприза, носила коммерческий характер со всеми вытекающими из этого издержками: ограниченностью репертуара, отсутствием художественности и вкуса в постановках опер. Были и другие нарекания: на скверное расположение зрительских мест, отвратительную акустику, плохую видимость и слышимость во второй половине зрительного зала.
Случай подвиг дирекцию "Олимпии" на кардинальную перестройку театра. Не прошло и трех недель после открытия очередного сезона, как однажды ночью театр сгорел. Как уверяли дознаватели, сгорел он от непогашенного окурка.
Всего за 25 дней, "по-американски", как выразился один из газетчиков, здание театра на Песках было отстроено заново _ и сезон продолжился. В отличие от прежнего театра, похожего на сарай, новое сооружение отличалось изяществом. Зал стал гораздо вместительней и удобней, увеличилось число мест, были оборудованы ложи и галереи для зрителей с входными билетами. И самое главное _ увеличена сцена, что позволило ставить большие масштабные оперы...
На этой-то обновленной сцене и появился впервые в августе 1904 года Федор Иванович Шаляпин. На представлении "Фауста" с его участием сбор, по словам обозревателя "Дневника петербургского театрала", был "сверх-полный"! "Олимпийские" контролеры, _ писал репортер, _ устали проверять билеты и пускали публику весьма снисходительно, чем воспользовалось немало лиц, не имевших никаких билетов". Многим, не попавшим в зал, пришлось слушать певца при распахнутых дверях, находясь в саду.
Такая же картина повторилась через день на представлении "Бориса Годунова". В воспоминаниях В. В. Стасова читаем: "Что за chef d,oeuvre тут Шаляпин _ и рассказать мудрено, невозможно _ сцена галлюцинаций, смерть Бориса!!! Я насилу попал, да и то в 20-й ряд. Так было все забито. Театр дрожал как осиновый лист от ветра...".
Известно, что пение и игра Шаляпина оказывали на слушателей гипнотическое воздействие. Завсегдатаи "олимпийской" оперы в полной мере испытывали это на себе. В сцене видений, как писал репортер, "было чтото титаническое: ползающий по земле царь, не знающий, куда бежать от укоров совести... А смерть Бориса? _ Эта сцена так страшна по реальности, в то же время художественно (подобна) великому изображению, что мы, да, как видно по лицам зрителей, вся толпа вышла из театра с развинченными, разбитыми нервами".
Пел здесь Шаляпин и другие партии _ Мельника в "Русалке" Даргомыжского, Ивана Сусанина в "Жизни за царя". На сборном благотворительном спектакле в пользу "Общества защиты детей от жестокого обращения" певец исполнил партии Тонио ("Паяцы") и _ впервые перед петербургской публикой _ Варлаама в сцене в корчме из "Годунова"...
...Видела "Олимпия" на своей сцене и других выдающихся певцов _ Марию Кузнецову-Бенуа, Медею и Николая Фигнеров. С восторгом принимали здесь Леонида Витальевича Собинова. С интересом внимала публика и исполнению оперных партий звездой русской эстрады Анастасией Дмитриевной Вяльцевой.
...В апреле 1911 года вместо анонсов о предстоящем открытии летнего сезона в парке на Песках в газетах появилось сообщение о том, что Петербург лишается одного из своих увеселительных уголков. Грандиозный сад предполагалось разбить на земельные участки, на которых должны быть построены дома. Все оказалось правдой, кроме одного: вместо нескольких предполагаемых строений на углу Бассейной улицы и Греческого проспекта появилось одно огромное здание _ жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир, построенный по проекту группы архитекторов в 1912 _ 1914 годах.
Тогда и исчезла "Олимпия" _ заведение, с подмостков которого звучал бас великого певца Федора Ивановича Шаляпина...
Леонид СИДОРЕНКО