[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 47(1721), 13 марта 1998
|
Дуэт цвета поздней осени
В Театре на Литейном новый спектакль Пьесу "Дом спящих красавиц" написал американский драматург Дэвид Генри Хуан. Имя звучит знакомо, не правда ли? Да, да, это тот самый Д.
Г. Хуан, который сочинил знаменитую "М. Баттерфляй", ставшую "хитом"
нескольких театральных сезонов в постановке Романа Виктюка.
"Дом спящих красавиц" (в отличном переводе Г. Коваленко) _ пьеса философская, в чем-то загадочная, не дающая зрителю прямых ответов на сложные вопросы бытия. Основой ее сюжета послужила повесть японского писателя Ясуанари Кавабаты, имя которого, кстати, драматург дал главному герою своей пьесы. Сюжет, казалось бы, прост: очередной клиент, весьма пожилой писатель (М. Разумовский), приходит в дом "спящих красавиц", где мечтает найти забвение в любви и где встречается с хозяйкой заведения, мудрой и старой жрицей любви (М. Солопченко). Из их беседпоединков, то острых и страстных, то доверительно-трогательных и почти исповедальных, и вырастает "жизнь человеческая", с ее бременем страстей, трудностей, разочарований и боли. Нет, актеры не играют "старость" _ душа их героев по-прежнему молода.
Первые минуты спектакль настраивается, как оркестр, _ звучат причудливые мелодии далекой страны, а музыкант (Д. Тыквин) почти неподвижен, словно застывший идол едва прикасается он пальцами к диковинным инструментам, извлекая звуки, похожие то на стон души, то на плач дождя. М. Разумовский и М. Солопченко виртуозно исполняют фактически несколько ролей _ то молодых влюбленных, то зрелых любовников. И тогда "цвет поздней осени", в который окрашена сценическая площадка, исчезает, уступая место свету. Режиссер спектакля Г. Васильев нигде не стремится создать "настоящую" Японию: все передано лишь в форме намека, аллюзии _ жест, поза, деталь костюма, аксессуар _ этого достаточно, чтобы зритель ощутил себя в далекой стране. В доме, где стены хрупки и полупрозрачны, а герои стремятся _ перед неизбежной кончиной _ снова пережить и осознать пройденный путь: вспомнить любимых, покаяться в грехах и очистить душу.
Лаконично-суровы и красивы декорации Э. Капелюша, выразительна световая палитра Е. Гинзбурга. Цельность спектакля _ в его летучих и легких ритмах, его пластике, созданной хореографом С. Грицаем. Говоря о вечном и сложном _ о возвышении человека любовью и уничтожении любви неверием... _ создатели спектакля помнят, что перед ними разноликая современная аудитория. И, учитывая ее опыт поворачивают к зрителю разными гранями и _ главное _ используют столь важные и для театра, и для зрителей наблюдения и размышления о жизни сегодняшней.
Игорь СТУПНИКОВ