[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 46(1720), 12 марта 1998
|
Заветная мечта отца Федора
Можно сколь угодно рассуждать о создании благоприятных условий для развития малого бизнеса в России, но вряд ли мы откроем какие-то совершенно новые пути к ним. Конечно, необходима такая система налогообложения, которая бы не мешала малому бизнесу быстро встать на ноги и не загоняла бы его в тень. Но не менее важно, и об этом говорит исторический опыт многих стран, и России в том числе, дать этому бизнесу перспективную научно-техническую основу.
Во многих случаях удача приходит к предпринимателю не в связи с новой продукцией, а в связи с прогрессивной технологией и высокопроизводительным оборудованием, позволяющими резко удешевить выпуск товара. Эту известную и достаточно банальную истинуна российском рынке, к сожалению, реализовать не удается. Наши пирожковые и закусочные проигрывают "Макдональдсам" прежде всего из-за отсутствия продуманной технологии труда, организации питания и хорошего оснащения, а не из-за отличий в отделке интерьеров. Наши фермеры не могут достичь производительности труда западных своих коллег, потому что никто не навязывает им приобрести хотя бы в рассрочку хорошие сельхозмашины, никто не предлагает им самой лучшей технологии обработки земли. У наших инженеров есть много хороших идей, однако зачастую нет соответствующего оборудования, материалов, и потому написанные по этому поводу бизнес-планы очень напоминают мечтания господина Манилова о строительстве моста через речку.
И лишь небольшие островки реальной предприимчивости иногда возникают в океане маниловского предпринимательства. Вспомним недавний процесс компьютеризации всей страны на фоне почти полного прекращения выпуска отечественных ЭВМ. Возникло бесчисленное множество кооперативов и фирм, которые быстро оценили выгоды либерализации внешнеэкономической деятельности и повезли из разных стран тысячи и тысячи "персоналок". Можно подсчитывать экономические минусы этого поистине глобального процесса, но в целом сальдо оказалось положительным: мы в значительной мере и в кратчайший срок преодолели отставание в уровне компьютеризации населения, отказавшись, по сути дела, от производства самих компьютеров.
Немало фирм и фирмочек расцвели на этом бизнесе, и хотя многие из них канули в Лету, они дали жизнь другим фирмам, оснастив их современной техникой. Кто знает, возможно, в будущем Россия, перепрыгнув таким образом через нынешний этап компьютеризации, создаст и наладит массовый выпуск сверхмощных "персоналок" нового поколения, а пока надо не забывать весьма ценный опыт этого малого бизнеса.
Нынче возникает подобный остров предприимчивости в полиграфии. Набирающий силу поток рекламных листовок и буклетов в наших почтовых ящиках, как бы мы к нему ни относились, был бы невозможен несколько лет назад. И не только в силу государственной монополии на печатную продукцию и множества запретов, связанных с тиражированием любых изданий. Но и потому, что необходимого полиграфического оборудования российская промышленность не делает. Зарубежные предприниматели радовались: полиграфические заказы из России пошли один за другим, качество печати, сроки и даже цены всех устраивали. Однако в последнее время питерские специалисты отмечают, что наш город постепенно начинает "перехватывать" эти заказы, что не только крупные типографии, но и небольшие организации, не занимавшиеся непосредственно полиграфией, предлагают свои услуги по изготовлению самой различной печатной продукции от газет до цветных плакатов.
Объяснение этому простое: на питерский рынок стало поступать оборудование из Японии и Германии, позволяющее организовать типографию буквально на кухне стандартной квартиры. Возникшие несколько лет назад в Петербурге малые предприятия R-Print и R-Copy занялись продвижением этой техники в Россию и как посредники между ее изготовителями и потребителями, и как эксперты, и как пользователи. Эти фирмы стали, в свою очередь, организовывать микро-предприятия со штатом из двух-трех человек, выполняющих полиграфические заказы. Глядя на них, проявили интерес к новому бизнесу и другие.
По свидетельству специалистов этих двух фирм, за последние несколько лет только в Северо-Западном регионе продано 700 ризографов _ оборудования, успешно конкурирующего с малоформатными офсетными машинами. Но зарубежные производители предлагают все новые и новые образцы еще более современной техники от типографии размером с письменный стол до мощных многокрасочных комплексов с полными комплектами вспомогательного оборудования и поставками необходимых материалов.
Похоже, что на смену компьютерному буму в Россию может прийти полиграфический. Основа, хотя и зарубежная, для этого есть, есть и спрос, есть и выгода, поскольку новые японские машины RYOBI, например, окупают себя при оптимальной загрузке за 1,5 _ 3 месяца _ заманчивая информация для тех, кто хочет обзавестись своим делом.
Российские машиностроители до сих пор или не уловили потребности формирующегося малого бизнеса, или не могут избавиться от привычки делать исключительно крупные машины для гигантских комплексов. В былые времена объединение имени Карла Маркса выпускало наряду с огромными агрегатами и настольные вязальные машины. А ведь с их помощью трудолюбивые семьи не только одевались, но и неплохо кормились.
Нынешние экономические реформы дали России новых остапов бендеров и Корейко реализовав мечту книжных героев они гуляют по Рио-де-Жанейро в белых штанах и умножают всякими способами свои миллионы. Однако надо признать, что сегодняшней России необходимо исполнение мечты отца Федора о "свечном заводике". Хороший комплект оборудования для такого производства во много раз ценнее всех бриллиантов мадам Петуховой.
Ян СТРУГАЧ