[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 41(1715), 4 марта 1998
SPb Ved gerb

Нож, занесенный над книгой
Тиражи многих изданий проще уничтожить, чем вывезти со складов Несколько месяцев назад мне довелось написать небольшую рецензию на книгу о нашем земляке _ выдающемся литературоведе и фольклористе Марке Азадовском. После того как рецензия увидела свет в журнале, пошли звонки: где можно эту книгу достать? Увы, нигде, приходилось отвечать мне: она вышла в издательстве Иркутского университета, с которым ученый был биографически связан, отпечатана в типографии Омска, где и лежит до сих пор на складе.

Оскудевшее университетское издательство не в силах выкупить и вывезти свой заказ. Чего только не предпринимал сын героя книги _ Константин Азадовский, чтобы спасти положение, _ и все напрасно: единственное, чего ему удалось добиться, _ вызволить из плена несколько экземпляров. И ныне вероятно, что тираж уникального издания пойдет под нож _ для типографии это может оказаться лучшим выходом с экономической и, как ни странно, юридической точки зрения.

Да что там Иркутск! Здесь, в нашем городе, лежит в таком же анабиозе тираж книги ученого и писателя Даниила Аля "Истории из Истории.

От Вещего Олега до Петра Великого", выпущенной издательством "Лицей".

Его некому вывезти, распределить по магазинам города. Да и почему только города? Увлекательно написанное "дополнительное чтение" по истории родины нужно всей России. Да и выпущено оно по федеральной целевой программе книгоиздания России. Но _ опять же увы: кто, когда, чего ради повезет сочинение питерского автора в Рязань и Калугу, в те же Омск и Иркутск?

Думается, примеров достаточно, чтобы констатировать: на нашем книжном рынке складывается ситуация парадоксальная и противоестественная. И все-таки _ еще один эпизод. В Доме книги, в его обновленном верхнем зале, где ныне свободный доступ к полкам, взвешиваю на руке долгожданный томик долго не издававшегося поэта. Бросаю взгляд на ценник _ сорок тысяч (старыми) и со вздохом кладу обратно. Нищим себя не считаю, но... на днях уже купил одну книгу за тридцать тысяч, а позволить себе такие траты систематически _ не могу. Впрочем, может быть, этот пример _ уже "из другой оперы"?

_ Как раз из той же самой, _ заверяет меня Вера Николаевна Стоминок, генеральный директор петербургского издательства "Logos". _ Непомерные цены многих книг _ это в значительной мере результат сужения книжного рынка, распада существовавшей книготорговой сети. Ведь самое дорогостоящее в производстве книги _ это создание печатных форм. С ростом тиража себестоимость _ а, стало быть, и продажная цена книги _ снижается. Но как быть, если в нынешних обстоятельствах сфера распространения наших изданий ограничивается Петербургом и отчасти Москвой?

Да и там спрос падает. Без широкого российского рынка нам придется очень нелегко. Но как в существующих условиях нам вернуть этот рынок? Самим развозить книги по стране _ не под силу, мелкие оптовики, к услугам которых иногда прибегают издатели, столь масштабную задачу тоже не решат. Крупные _ заняты исключительно коммерческой литературой. Надо объединяться и сообща искать решение.

_ Но ведь существует в нашем городе ассоциация книгоиздателей...

_ Лишь номинально. Она не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Можете считать это отчасти самокритикой _ некоторое время я эту ассоциацию возглавляла. Мы пытались как-то координировать нашу деятельность, обмениваться информацией, лоббировать общие интересы. Но результат был не слишком значительный.

_ Нам тесно в городе, _ говорит директор издательства "Блиц" при Петербургской штаб-квартире Русского Пен-центра Сергей Цветков. _ Часть своих тиражей мы, правда, отправляем в Москву попутным транспортом, а там уже наш представитель разносит книги по магазинам. Обычно _ на ручной тележке. Но этого, конечно, мало. Отсюда _ и затоваривание. Еще в 1992 году мы выпустили книгу "Святыни Санкт-Петербурга" тиражом в двадцать тысяч. Не сомневаюсь, что по России такой тираж разошелся бы без проблем. А так _ около девяти тысяч осело на складе. Но мы не могли позволить себе пустить книгу под нож. В конце концов всегда есть возможность распространить ее бесплатно, по школам, например, библиотекам. Хотя наших экономических проблем это, конечно, не решает.

_ Проблема реализации сейчас _ основная головная боль издателей, _ подтверждает главный редактор "Лениздата" Леонид Делюкин. _ У нас создан "Торговый дом "Лениздат" со своей информационно-аналитической службой, есть свой магазин, на базе которого изучается читательский спрос. Но выход на "дальние" рынки сейчас _ дело случая.

Был, например, такой эпизод, когда казанская книготорговая фирма заказала чуть ли не весь тираж книги "Знаменитые россияне". Но полагаться во всем на случай мы не можем. Нужны прочные, стабильные связи. И, заметьте, ведь не обязательно гонять по стране тонны бумаги.

Нынешняя технология позволяет передавать партнерам полуфабрикаты _ пленки, дискеты, с тем чтобы с них в местной типографии был напечатан нужный тираж. Мы так и поступали еще недавно. Пока не усилилась конкуренция со стороны местных издателей.

Да, конкуренция _ существенный фактор. И вот в связи с этим немаловажная информация к размышлению: исследования, проведенные научнометодическим отделом Российской национальной (Публичной) библиотеки в шестидесяти малых и средних городах российской глубинки, показали, что книги, изданные в нашем городе, постепенно вымываются из местных библиотек.

Если в старом Фонде _ вплоть до восьмидесятых годов _ они представлены достаточно солидно, то сейчас где-нибудь в Калуге легче встретить издание, скажем, из Барнаула, чем с берегов Невы. Очень активен на российском книжном рынке Минск. Не значит ли это, что издатели иных городов оказались более гибкими, более готовыми к жизни в условиях рынка и конкуренции, чем наши земляки?

Притом заметьте: мы не только хотим продавать наши книги по всей России, но и получать отовсюду то, что нам интересно _ не случайно я начал с книги об Азадовском. Значит, надо выходить на межрегиональный уровень. До существующей в Москве АСКИ _ Ассоциации книгоиздателей России _ и высоко, и далеко. Так, может быть, есть смысл для начала подумать о неком объединении хотя бы на уровне Северо-Запада России?

Такие предложения есть. Может быть, стоит прислушаться к идее той же Веры Николаевны Стоминок о создании в одном из банков объединенного капитала производителей бумаги, полиграфистов, издателей и книготорговцев? На основе оборота столь значительных средств можно было бы обеспечить льготное кредитование участников и помочь выжить всем.

Это уже сфера чистой экономики, но ведь без этой основы любые благопожелания так благопожеланиями и останутся. Сегодня всем стало ясно: главная проблема _ не в том, чтобы издать книгу, а в том, чтобы обеспечить ее дальнейшую жизнь, ее скорейшее попадание именно к тем, кому она адресована.

Илья ФОНЯКОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]