[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 41(1715), 4 марта 1998
|
Легко ли быть молодым?
Есть суждение, что молодой режиссер _ что-то вроде горячего мороженого, мол, не бывает молодых режиссеров, это профессия зрелости. В нашем городе этой проблемы вроде бы нет, потому что у нас "молодому режиссеру", как правило, сильно за 30. Исключения возникли совсем недавно, когда прямо с институтской скамьи в театры города пришли сразу несколько выпускников режиссерского курса Ирины Малочевской. Театралам уже известны имена Петра Шерешевского, Юрия Бутусова и их однокашников. Кое-кто из них похож на "горячее мороженое", но о Юрии Бутусове этого не скажешь. Он поставил три вполне зрелых спектакля: "В ожидании Годо", "Войцек" и "Сторож", нашел свою актерскую команду. Спектакли имеют и зрительский успех, и в профессиональной среде оценены достаточно высоко. "Войцек" награжден Высшей петербургской театральной премией прошлого года _ "Золотым софитом" _ и выдвинут на соискание Высшей российской премии, а значит, в начале марта будет показан в Москве на фестивале "Золотая маска".
Первый вопрос к режиссеру Театра Ленсовета Юрию БУТУСОВУ напрашивался сам собой: об отношении к премиям.
_ Как отношусь к наградам? Нормально... Всякий труд должен вознаграждаться. Хотя, знаете, "Войцек" ведь сделан больше года назад. Сейчас это был бы другой спектакль. Так что все эти "Маски" и "Софиты"
посылаются вдогонку... И на самом деле _ отвлекают и тревожат. Требуют душевных затрат и вышибают из колеи.
_ А колея сейчас пролегает от Бюхнера и Беккета к Камю. С чем связаны ваши пристрастия к интеллектуальной драматургии?
_ Эти пьесы написаны такими же нормальными людьми, как и мы. Просто авторы смогли почувствовать нечто, что не удавалось другим. Хорошая пьеса не имеет национальности, у нее нет признаков времени, места. Она живет внутри человека. К тому же и "Войцек", и "В ожидании Годо", и "Калигула" почти не ставились в России, а значит, на меня не давит традиция. Их считают сложными, заумными. А мне кажется, что это очень простые пьесы. Мы и рассказываем их как простые истории. К тому же в них заложен огромный запас жизнелюбия. Автора, любящего жизнь больше, чем Беккет, трудно представить. Хочется быть оптимистом. Нам нравится, что на наших спектаклях звучит смех.
_ Вам повезло, вы работаете со своей командой _ с актерами, которых знаете с институтских времен, с которыми понимаете друг друга с полуслова. Для вас это важно _ с кем работать?
_ Может быть, с годами это пройдет, но пока _ важно, кого я увижу утром на репетиции. Мы вместе учимся, вместе умнеем. Для меня спектакль _ это создание семьи. Дома. И я, как улитка, таскаю на себе свой дом. У меня есть семья, где я отогреваюсь. Но вне театра жизни себе не представляю.
_ Начиная с дипломной работы "В ожидании Годо", осуществленной в Театре "На Крюковом канале", ваши соратники _ ученики Вениамина Михайловича Фильштинского, одного из лучших питерских актерских педагогов.
Чем они вам нравятся?
_ Они живые, чуткие, они способны отозваться на любое режиссерское предложение, всегда готовы к импровизации. Человеческие качества, душевную чуткость они унаследовали, по-моему, от своего педагога.
И они тоже живут театром. Когда мы начинали работать над Беккетом и выбрали клоунский ключ, то они мне придумали 48 клоунад на темы "Годо".
Где вы еще найдете таких актеров?! Когда я читал пьесу, то мне казалось, что ее должны играть 80-летние старики, актеры с колоссальным жизненным опытом, на которых интересно смотреть, даже если они неподвижны и молчат. Но потом я встретил эту команду, и замысел круто поменялся.
_ А как вообще приходит к режиссеру замысел спектакля?
_ Хочется ответить: во сне. На самом деле это работа с пьесой, бумагой и ручкой. И совместные с актерами импровизации.
_ Где происходит действие ваших спектаклей? Во Франции? В Германии? Или здесь и сейчас?
_ Действие всех моих спектаклей происходит на сцене. В театре. И находясь за кулисами, актеры находятся за кулисами.
_ Не вредит ли делу такой "театроцентризм"?
_ Мне кажется, что зрители нас понимают, чувствуют, что мы хотим им сказать. Спектакль ведь рождается на зрителе. Пока не начался контакт с залом, ничего еще нет. А когда они приходят, смеются, как на "Годо", плачут, как на "Войцеке", тогда действие спектакля происходит "здесь и сейчас".
_ Утром вы на репетиции, вечером на спектакле. Успеваете ли смотреть чужие спектакли? Читать?
_ Не много, но успеваю. Стараюсь смотреть все петербургские премьеры. Недавно видел в Малом драматическом спектакль Владимира Туманова "Бегущие странники". Замечательный спектакль. Можно говорить об известных слабостях пьесы, но этот спектакль _ про меня. Самая главная проблема современной режиссуры _ это не забота о форме, а умение попасть в сердце. Туманов попал мне прямо в сердце.
_ А книжки?
_ Моя "подподушечная" книга сейчас _ это Эфрос. Он как лекарство.
Успокаивает. Когда я устаю, когда мне плохо, я читаю "Репетиция _ любовь моя".
До конца сезона осталось всего три месяца, а у Юрия Бутусова и его команды еще столько событий впереди. Участие в фестивале "Золотая маска", к которой как ни относись, но все равно _ гастроли в Москве, встреча с новой публикой. Затем _ премьера "Калигулы" Альбера Камю на сцене Театра Ленсовета. На днях телеканал "Культура" покажет передачу, посвященную ребятам, _ "Великолепная пятерка и ее кураж" (мы увидим ее по 5-му каналу в начале марта). Такой жизни без пауз многие могут только позавидовать. В начале творческого пути, когда "мороженое" еще горячее, когда еще много сил и желаний, нет ничего лучше, чем работа без остановок. Хоть актеры и шутят, что их жизнь можно было бы назвать сносной, если б не спектакли и репетиции, но на самом деле они хотят играть, играть и играть. А режиссеры _ репетировать, репетировать и репетировать.
Беседу вела Елена АЛЕКСЕЕВАФото Виктора ВАСИЛЬЕВА