[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 35(1709), 24 февраля 1998
SPb Ved gerb

Отсев
Свыше полутора тысяч ребят выпущены из школ города в прошлом учебном году, не получив основного образования Двое мальчишек трудились изо всех сил. Подвозили к ларькам тележки, полные коробок и ящиков, разгружали товар, заодно помогая хозяину расставить все по местам. Затем что-то деловито подсчитывали на калькуляторе.

_ А вы почему, ребята, не на занятиях? _ поинтересовался немолодой мужчина, выбирая тушенку подешевле.

_ Вкалываем, _ веско объявил один из "подмастерьев". _ А из школы нас выгнали, сказали, что мы "трудные".

Де-юре и де-факто Что обязана сегодня по закону школа? Развивать таланты и способности ученика, оберегать от всего дурного, укреплять здоровье. И наконец _ главное _ дать детям образование.

Более того, школа обязана создать такие условия, чтобы каждый ученик мог, сообразно своим способностями, овладеть необходимым объемом знаний, которые станут основой, фундаментом его дальнейшей жизни.

А что же происходит на самом деле?

Вот несколько цифр. Только за прошлый год петербургские школы выпустили, не дав основного образования, 1665 человек. Более 55 классов! Объясним существующий порядок: если ребенок (до окончания 9-го класса) по тем или иным причинам (перевод, отъезд) покидает одну школу, одновременно он в обязательном порядке предъявляет документы, подтверждающие его зачисление в другую. Если же его исключают _ он в месячный срок местными властями должен быть трудоустроен или где-то продолжить занятия. Тогда к школе претензий нет. В нашем случае свыше полутора тысяч ребят остались недоучками: они и 9 классов не закончили, и сейчас нигде не учатся. Тем самым школа, отпустив ребят на все четыре стороны, не выполнила перед ними своих основных обязанностей.

Будем называть вещи своими именами _ это отсев!

Больше всего не доучили детей в Калининском, Красносельском и Невском районах. Здесь положение настолько серьезное, а в делах такая путаница, что председатель комитета по образованию Владимир Клиричевский в январе текущего года предписал управлению по охране детства совместно с инспекцией комитета "проверить" законность выбытия школьников" из учебных заведений этих районов.

Так что, подозреваем, приведенная цифра, сведения, которые лежат на поверхности, проходят по бумагам и отчетам, не совсем соответствуют реальным.

Кстати, эта практика, когда желаемое выдается за действительное, для управления народного образования не нова. Четыре года тому назад, например, судя по справкам, из средней школы отсеяли всего 500 подростков. А по данным Генеральной прокуратуры России, в 1994 году отсев из общеобразовательных школ Петербурга вырос тогда в двадцать раз! Эти "космические" цифры стали поводом для разговора на всероссийском совещании сотрудников правоохранительных органов в Москве. Появились материалы в газетах, в том числе и в нашей. Городская прокуратура тогда направила в комитет по образованию представление, где указывала на катастрофическое положение с отсевом, но комитет отделался отписками.

И сегодня, по всей видимости, ситуация повторяется.

Очевидно, чуя неладное, комитет по образованию недавно проверил достоверность предоставляемой информации по отсеву. И что же? Выяснилось, что многие бумаги _ "липовые". Недостоверные сведения были предоставлены из 14 районов города! Путаница, разночтения _ на каждом шагу.

Ну как могло получиться, что по одним и тем же отчетам школы отправили в спецучреждения 65 человек, а поступило туда уже... 96? Откуда появился еще 31 ребенок _ непонятно.

А порой встречаются ситуации и вовсе из разряда мистических. Например, по бумагам выходило, что первоклассник одной из школ Калининского района одновременно был принят в школу Фрунзенского района, а затем... отчислен, как переехавший в другой город. Хотя все это время он спокойно учился в Петербурге.

В школе # 145 инспекцией на выбор было проштудировано 20 дел: в 17 оформление произведено с какими-либо нарушениями и упущениями.

Мы за ценой не постоим?

Правда, справедливости ради надо сказать, что школа сегодня все же пытается создать необходимые условия, чтобы дать образование большинству своих воспитанников. За последние 2 _ 3 года, к примеру, значительно увеличилось число классов для слабых учеников, организованы группы для детей с плохим здоровьем. Аттестат об окончании средней школы можно получить и во многих ПТУ.

Но правда и то, что нынешняя школа все чаще стремится к элитарности, больше заботится о себе, собственном престиже, чем о воспитанниках.

Сейчас большинство школ старается набирать подготовленных, сильных или нужных учеников. И это почти на всех ступенях. Проанализируем.

Семьи, где дети пойдут в первый класс, живут сейчас как на вулкане: в марте _ апреле _ собеседования, а в престижные специализированные школы конкурс 5 _ 6 человек на место и задания... Ну-ка, ответьте, уважаемые родители, что общего между Екатериной II, ПетромЪI и Людовиком XVIII? Оказывается то, что каждый из них имел "порядковый"

номер. Я не шучу, это вопрос из теста для подготовишек. Понятно, что выдержать такой "экзамен" может не каждый.

Дальше _ больше. Спецпрограммы, авторские методики, дополнительные дисциплины. А платные предметы? "Не можете платить _ уходите", _ так часто без церемоний говорят директора протестующим против поборов отцам и матерям. Родители звонят и нам, в редакцию, жалуются, что их подталкивают к тому, чтобы забирали подобру-поздорову ребенка из школы. Он, дескать, портит картину, не соответствует политике учебного заведения.

Ну а экзамены в 10-й класс? Это же настоящее чистилище. И проходят через него немногие. Куда деваются остальные?

Остальных ждет участь безработных и недоучек. "Выброшенные" школой, подростки пополняют и армию малолетних преступников. В Петербурге в 1997 году 2205 преступлений было совершено с участием подростков, большинство из которых нигде не учились.

Недавно председателем городского комитета по образованию издан приказ: директор, допустивший отсев, может быть депримирован, а его школа не представлена к наградам и всяческим поощрениям. Ну что ж, хорошо, что проверки начались, что издаются приказы. Но только распоряжениями проблему не решить. Какие для этого требуются рычаги, способы? На этот вопрос должны ответить специалисты. Их в таком городе, как Петербург, предостаточно.

Елена ДАНИЛЕВИЧ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]