[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 29(1703), 14 февраля 1998
SPb Ved gerb

Секунда истории
А царя так и не дождались...

Красота нашего города так гармонична, все в нем настолько взаимоувязано _ трудно даже представить, что могли быть времена, когда чегото тут и не было.

Ну вот, например, Адмиралтейская набережная _ кажется, от рождения Петербурга надобно бы ей существовать...

Ан нет!

"Из числа наиболее полезных преобразований наружного вида столицы, совершенных в последнее время, _ утверждал в 1874 году журнал "Всемирная иллюстрация", _ на первом месте стоит устройство Адмиралтейской набережной".

Впервые мысль о том, что хорошо бы потеснить от Невы Адмиралтейство и устроить проезд вдоль берега от Зимнего дворца до Петровской набережной, "в виду пользы и удобства сообщения", появилась еще в 1863 году _ тогда Александр II утвердил соответствующий план. Но за сим последовал многолетний торг с Морским министерством, которое не хотело отдавать кусок адмиралтейского двора свыше 3000 кв. сажен _ уверяя, что двор еще понадобится для "железного судостроения", и вообще пугая город дороговизною предстоящих работ. Тем не менее появился на свет проект будущей набережной, по которому Адмиралтейство отделялось от проезда каменным забором, стоящим между двумя его флигелями _ только представьте себе эту картину!

Забор был не единственной уступкой автора проекта инженер-полковника В. М. Карловича морскому ведомству, и вид у набережной выходил уродливый.

Конец спору положил все тот же Александр II, который 25 апреля (все даты по ст. стилю) 1872 года попросту повелел Адмиралтейству нужный участок городу отдать с тем, чтобы земля была продана частным застройщикам под дома, а вырученные деньги употреблены на сооружение достойной столицы набережной.

Руки были развязаны, и можно было приступать к делу.

17 февраля 1873 года конкурс на производство работ выигрывает Русское строительное общество, а уже 20 февраля на новой адмиралтейской (пока еще с незаглавной буквы!) набережной началась забивка свай.

Зима, как видим, не смутила строителей, хотя их сезоном традиционно было лето. Но официальное торжество закладки отложили все-таки на август. Оно состоялось 14-го, в час дня. Как сообщал "Голос", "со стороны дворцовой пристани, в понтоне, на втором ряду гранита" положены были камень, монеты чеканки 1873 года и медная вызолоченная доска с вырезанными на ней датой закладки и именами участников постройки". (Уцелел ли этот камень при строительстве постоянного Дворцового моста?) Царское указание и городские планы были _ открыть проезд уже к 1 ноября 1874 года.

Сроки весьма сжатые, при том что работали очень ответственно.

"Способ производства работ может быть найден слишком тщательным, но эта преувеличенная тщательность находит себе оправдание", писал В. М.

Карлович, который, как и его соавтор С. С. Селянинов, прекрасно понимал, сколь монументальное сооружение рождается...

Царь желал лично открыть новую набережную и первым проехать по ней. И это действительно можно было бы сделать уже 1 ноября. Но Александр отдыхал в Ливадии. Открытие перенесли на 8-е наконец, на 21е... Оттягивать дальше, видно, было неловко _ пришлось обойтись без высочайшего проезда, весьма скромной церемонией.

Впрочем, официальное это открытие новой невской набережной, еще даже не получившей своего узаконенного имени, было чисто ритуальным мероприятием.

Работы впереди было немало. Еще только предстояло установить гранитный парапет _ поначалу, кстати, планировали чугунные решетки. (Но две порфировые вазы уже украсили спуск у Сената, их, обернув в войлок, перевезли сюда от дворцового спуска, и на пути, для обережения, люди дважды впрягались в дроги вместо лошадей.) Надо было также проложить бульвар на набережной и посадить деревья.

Но главной заботой городской власти стало теперь возведение домов на отвоеванной у Адмиралтейства земле.

По планам оно должно было быть завершено не позже 1876 года. Но возникли трудности с продажей намеченных семи участков _ район был престижный, и сами управцы признавали, что для покупки надо располагать капиталом до 300000 рублей: "Сумма значительная, и едва ли найдется свободною у многих, даже состоятельных обывателей столицы".

Торги объявлялись в течение нескольких лет, уменьшили даже число участков до шести, предусмотрев проезды, чтобы все дома были угловыми... А покупателей все было не зазвать.

Впрочем, даже и в этом отчаянном положении хозяева города все-таки отказались от идеи архитектора и гласного думы П. Ю. Сюзора и купца Клейбера выстроить тут новое здание городской Думы. Вдвоем брались они сделать это на свои средства, попросив лишь взамен... старое думское здание на Невском.

В общем, к осени 1876 года из всех участков на набережной владельцев имели только два. Одним из них был Валериан Александрович Панаев, которому Петербург оказался обязан новым театром. Но об этом в следующий раз.

Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]