[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 25(1699), 10 февраля 1998
SPb Ved gerb

Белая Лебедь осталась в одиночестве
Почти две недели на сцене Мариинского театра проходили выступления балетной труппы Большого театра. В это же время в Москве давала спектакли балетная труппа Мариинки. По словам очевидцев, к Большому театру было трудно пробиться, его осаждали стремящиеся попасть на спектакли петербуржцев. Мариинский театр толпы не осаждали, но аншлаги были. Зрители увидели самый разнообразный репертуар, а завершились гастроли "Лебединым озером" Чайковского в постановке художественного руководителя театра Владимира Васильева.

Он предложил не только собственную хореографию, использовав лишь небольшие фрагменты знаменитых "лебединых сцен" Льва Иванова, но и оригинальное либретто, написанное им в соавторстве с музыковедом А. Агамировым. В новой редакции исчезло противостояние Белой лебеди и Черной (Одетта _ Одиллия) и появилось новое: отец _ сын (Король _ Принц).

Оставшаяся в одиночестве Белая Лебедь (Одетта), по замыслу хореографа, воплощает русскую душу. Но выразилось это лишь в том, что свою вариацию героиня _ Е. Андриенко _ исполняет на музыку "Русского танца" Чайковского, используемую с незапамятных времен для концертного номера того же названия. В остальном же "русскость" Принцессы-Лебеди должна восприниматься на веру. К тому же исполнительнице явно не хватает классической петербургской выучки. Этот же упрек можно отнести к В. Непорожнему _ Принцу: танцовщик мало подходит к роли романтического героя.

В. Васильев, по его словам, попытался отойти в "Лебедином озере"

от столетних штампов русской и советской сцены. Но это лишь декларация. Так, Король _ Н. Цискаридзе, _ как его ни назвать (отчимом, старшим братом-соперником), остался в спектакле хорошо знакомым нам волшебником Ротбартом. Лишь формально исчез из новой редакции и образ Шута: ведь его, по сути, заменил собой один из друзей Принца _ озорной и жизнерадостный шутник (Г. Янин). Так что избавления от "классических штампов" не произошло.

В спектакле наблюдается странное стремление усилить тот или иной фрагмент за счет простого увеличения числа исполнителей: вместо трех друзей Принца _ пять, вместо восьми исполнителей мазурки _ тридцать шесть (странно, что не появились восемь маленьких лебедей вместо традиционных четырех). В результате сцена оказывается перегруженной, танцовщики сбиваются в толпу, а рисунок танца теряет прозрачность.

Характерные танцы занимают должное место в спектакле, однако поставлены они без выдумки, выполняют, скорее, функцию этнографических зарисовок. Удачнее оказалась хореография первой картины _ в танцах поселян, детей, в вариациях друзей Принца есть и выдумка, и юмор, и разнообразие классической лексики.

Итак, гастроли балета Большого театра завершились. Если бы меня попросили выстроить своего рода пирамиду успеха гастрольной афиши, то на вершину этой пирамиды я бы поместил балеты А. Ратманского "Прелести маньеризма" и "Сны о Японии", они и пользовались самым большим успехом у зрителей. Интересными оказались попытки Васильева обновить "Жизель"

_ здесь все было сделано со вкусом и тактом. Но "Спартак", увы, прозвучал как анахронизм.

Гастроли показали и разное отношение двух балетных трупп _ Мариинской и Большого театра _ к классическому наследию. Нам, петербуржцам, оно оказалось дороже, и хранить мы умеем его бережнее, с большим пиететом к творчеству великих мастеров прошлого.

Игорь СТУПНИКОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]