[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 25(1699), 10 февраля 1998
SPb Ved gerb

Нагано-98: цена билетов _ до 300 долларов. Но удовольствие стоит денег Когда Нагано избирался местом проведения XVIII зимних Олимпийских игр и, особенно, когда добился заветной цели (напомним, что это произошло в июне 1991 года), доллары, не говоря уже об иенах, падали, как снег. В этом горном районе, именуемом японской Швейцарией, в изобилии расположились многочисленные курорты, а вот крупных спортивных сооружений по большому счету не было вообще. Их предстояло возвести. Разумеется, предприимчивые японцы предусматривали и необходимость выгодного послеолимпийского использования мест соревнований. Вот почему олимпийские объекты строились не только в самом городе, а и в удалении от него _ порой до 60 километров. Это позволило префектуре получить не один, а целый ряд солидных центров отдыха и туризма.

Строительство объектов, развитие инфраструктуры и транспорта да плюс еще затраты на подготовку и проведение белой Олимпиады требовали немалых денег. К тому же в качестве дополнительного аргумента в споре городов-претендентов организаторы обещали оплатить транспортные расходы соревнующимся атлетам.

Прикинули. Просчитали. И опубликовали: "текущий олимпийский бюджет" (за исключением расходов на строительство олимпийских объектов) установить в 76 миллиардов иен (примерно 700 миллионов долларов). Местные власти и большой бизнес "запустили маховик" подготовки к приему олимпийцев планеты.

Но, как водится (мы-то это хорошо знаем, а внешне благополучная Япония, оказывается, _ тоже не исключение), в смету запланированных расходов уложиться не удалось. Вот хроника злоключений олимпийского бюджета Нагано только за два последних года.

В марте 1996-го заявили новую цифру _ 94,5 миллиарда иен. Однако большие проблемы с финансированием международного спортивного праздника не исчезли. Эксперты сразу же высказали опасения, что потребуются новые крупные финансовые инъекции. Долго ждать не пришлось. В мае 1997 года на очередном заседании исполкома Оргкомитета бюджет вновь пересмотрели. Он возрос до 103 миллиардов. Приняли во внимание, что доллар стал стоить не 95, как год назад, а 115 иен; что увеличилась стоимость оборудования для организации теле- и радиовещания; что для удобства болельщиков желательно смонтировать гигантские видеоэкраны во всех местах проведения соревнований. И так далее.

В условиях финансовых затруднений возникали скандальные ситуации.

Губернатор префектуры Нагано Горо Иосимура публично обозвал руководителей японской лыжной ассоциации скупердяями и категорически отказался выделять из префектурального бюджета дополнительные средства на оборудование трамплинов мощными прожекторами. Хотя японская федерация выразила готовность самостоятельно финансировать необходимые работы, губернатор заявил, что в руководстве, мол, засели люди, от которых не дождешься финансовых дотаций. И в подтверждение приводил конкретные примеры. Забавно, кстати, в этой истории, что президентом федерации является японский мультимиллионер, один из самых богатых людей планеты.

Конфликт удалось погасить с трудом.

Больно отозвалась на общем финансовом балансе организаторов и задержка с заключением официальных контрактов с японскими и канадскими телекомпаниями. Те, в свое время, обиделись на решение Подготовительного комитета уделять приоритетное внимание компаниям, являющимся официальными спонсорами Олимпиады. По контрактам олимпийские объединения телекомпаний Японии и Канады платили в фонд Олимпиады около 60 миллионов долларов. Но умышленно затянули с этим, хотя комитет уже активно вел те работы, которые должны были финансироваться из "телевизионного котла".

Впрочем, обиды телекомпаний по большей части искусственны. Продавая рекламное время в период Олимпиады, они также неплохо зарабатывают. Один из японских "телемонстров" ожидает получить прибыль в размере 7 миллиардов иен (57,9 миллиона долларов). Именно столько принесла телереклама в ходе летней Олимпиады 1996 года в Атланте. Вообще "работа" со спонсорами проходила за плотно закрытыми дверями, но, по слухам, каждый из восьми официальных "доноров" Игр заплатил за этот титул и право украшать свою продукцию олимпийской символикой (на внутреннем рынке) не менее двух миллиардов иен. Кроме того, еще 11 фирм купили право пользоваться олимпийской символикой на международных рынках непосредственно у МОК.

Однако, несмотря на солидные вливания спонсоров, запланированный бюджет Игр оказался перерасходован почти на треть. И прежде всего изза того, что организаторам пришлось покрыть все транспортные расходы олимпийцев. Последние стали жаловаться на чрезмерно высокие финансовые затраты, и МОК согласился с предложением Подготовительного комитета ограничить транспортные ассигнования суммой в одну тысячу долларов в расчете на одного спортсмена. Более того, прибегли к такой "хитрости", как перенос заблаговременного предоставления специальных талонов или наличных средств на оплату расходов после завершения Игр.

И раз уж зашла речь о транспорте, то нельзя не рассказать об эффектном транспортном новшестве, за которым на островах закрепилось название "поезд-пуля". В октябре начались регулярные рейсы на скоростном поезде-экспрессе, преодолевающем расстояние от Токио до Нагано (220 километров) всего за 1 час 40 минут. Строительство этого поезда и скоростной трассы обошлось в 84,2 миллиарда иен (700 миллионов долларов).

И, наконец, о вложениях на строительство спортсооружений. 103,7 миллиарда иен _ такой суммой выражается эта строка затрат. Объекты современные и удобные, но поэтому и дорогие. Скажем здесь только об одном. Арена для хоккея Big Hat (в переводе _ "большая шляпа"; остряки, впрочем, уже называют ее Littl Hat _ "маленькая шляпа" с учетом не слишком раскупаемых японцами билетов на хоккейный турнир) стоит 20,4 миллиарда. После Игр она станет многофункциональным сооружением.

Упомянув про билеты, заметим: в целом организаторы Олимпиады результатами продажи довольны. В общей сложности они рассчитывают получить 5 миллиардов иен (около 42,4 миллиона долларов), что внесет свой вклад в решение проблемы бюджета. Цена билетов _ от 2000 до 35000 иен, то есть до 300 долларов. Иначе _ удовольствие стоит денег. Эти же слова можно сказать и об Олимпиаде в целом.

Станислав ТАРАТЫНОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]