[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 25(1699), 10 февраля 1998
|
Глазами Пушкина сквозь "Пушкинские окна"
"Конечно, только питерской художнице мог прийти в голову подобный замысел!" _ воскликнул кто-то из собратьев на творческой даче Союза художников в Сенеже, увидев литографии из серии "Пушкинские окна". Было это теперь уже в далеком 1987 году. И хотя в дальнейшем серия пополнилась и московским "арбатским" окном, и "михайловским", и "болдинским", что-то истинно петербургское присутствует не только в большинстве сюжетов, но и в самой стилистике этого цикла работ Киры Пантелеймоновны Савкевич. Ныне "Пушкинские окна" демонстрируются на выставке в Центре современной литературы и книги на набережной Макарова, 10.
_ Я думаю, _ говорит художница, _ что на каждого человека как-то действует то, что он изо дня в день видит за окном. Он может не замечать этого, не думать об этом, но воздействие несомненно. Коренная ленинградка, блокадница, я долгие годы прожила в комнате с окном в тесный двор, бессолнечный и безрадостный. Сегодня мое окно смотрит на Малую Неву, мне виден хорошо знакомый петербуржцам Пеньковый буян, пробегающие по реке пароходики. Малая Нева хоть и не главный судоходный рукав великой петербургской реки, но и она достаточно оживлена, у нее свое лицо. Нет сомнения: и то, что видел из своих окон Пушкин, какимто образом смыкалось с его духовным миром.
Кира Савкевич много работала как художник книги, оформляла поэтические сборники, книжки для детей. В ее работах ощущается тонкое чувствование сокровенных, нематериальных связей между зримым образом и словом. Ее литографии не безмолвны, они _ говорят. Красноречивы и названия: радостный, солнечный лист, сделанный в московском доме на Арбате, _ не просто вид из окна, но "Утро после свадьбы". Глядящее в метельную петербургскую ночь окно гостиной на Мойке, 12, тоже не просто вид, а "Реквием", сумрачный и торжественный.
_ Вы знаете, вид из пушкинских окон, как это ни удивительно, очень мало изменился с его времени, несмотря на все прошумевшие бури, _ рассказывает художница. _ Но, конечно, приходилось производить дополнительные разыскания, чтобы в поле зрения не попал какой-нибудь анахронизм.
Известно, что бывает и так. Возникал же однажды в одном из фильмов о пушкинской эпохе дом Абамелек-Лазаревых на Мойке, построенный архитектором Фоминым в начале двадцатого века! А еще раньше, в другом фильме, историко-революционном, можно было увидеть пропилеи Смольного, воздвигнутые уже в советское время. Внимательный, чувствующий эпоху мастер такого допустить не может. Для Киры Пантелеймоновны была важна каждая мельчайшая подробность.
Гораздо больше, чем заоконный пейзаж, изменилась жизнь внутри тех домов, где когда-то жил поэт. Ведь не всюду же музеи! Кое-где просто живут люди, иногда знающие, а иногда и не знающие о прошлом. И встречали они художницу по-разному _ кто радушно, а кто и настороженно и даже с подозрением: что это она ходит здесь и зарисовывает, не будет ли от этого каких-либо неприятностей? Художница делала наброски, а потом углубленно и тщательно работала над ними, как того требует строгая и непростая техника литографии.
В копировальной мастерской, куда я зашел, чтобы сделать ксерокс с работ Киры Савкевич, сотрудница попросила у меня разрешения сделать еще хотя бы одну копию _ для себя. Да простит меня Кира Пантелеймоновна _ я позволил. Конечно, копия _ это не сама литография. Но что-то все-таки остается. И пусть накануне трагической даты гибели поэта, в предощущении грядущего (уже в следующем году!) светлого праздника двухсотлетия со дня его рождения как можно больше людей смогут глянуть на мир сквозь пушкинские окна. Словно бы и впрямь _ глазами Пушкина.
Илья ФОНЯКОВ