[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 14(1688), 24 января 1998
SPb Ved gerb

Урок "тунеядцам"
Фанни Эльслер приехала в Петербург довольно неожиданно. Знаменитая балерина, чья слава гремела не только по Европе, но и в Америке, давно намеревалась получить ангажемент в России. Директор императорских театров Гедеонов, однако, противился: его пассия балерина Андреянова получала сильную соперницу. Поэтому условия прославленной австриячке были предложены весьма скромные.

Эльслер подумала и... согласилась. Расчет ее был прост: успех в светских кругах принесет не только моральные, но и материальные выгоды.

В октябре 1848 года Эльслер прибыла в Петербург. Дебют ее в "Жизели" прошел не совсем удачно. Эта партия никогда Эльслер особенно не удавалась; к тому же ей было уже 38 лет _ возраст, в котором легкость танца, столь важную именно для "Жизели", сохранить непросто.

Но недруги знаменитой примы рано радовались. Уже скоро был дан балет "Тщетная предосторожность", в котором балерина с блеском продемонстрировала все свои сильные стороны. Она поразила публику "реальностью драматической игры и большой редкостью для немки _ экспрессией и огнем в танцах".

Дальше успех шел по нарастающей. Пару сезонов Эльслер танцевала в Петербурге, затем отправилась покорять вторую российскую столицу _ Москву и там тоже преуспела. Как писал историк Н. К. Шильдер, официозный биограф российских монархов, "восторг... превзошел даже пределы приличия. Кончилось тем, что москвичи из-под ее экипажа выпрягли лошадей и возили ее на себе, причем должностные лица садились на козлы, на запятки... Все эти неуместные выходки возбудили большое неудовольствие государя..."

И правда: как можно терпеть такое зрелище _ должностное лицо на запятках! Неудивительно, что в марте 1851 года официозная петербургская газета "Северная Пчела" выпустила целый залп по загулявшим москвичам. Залп поэтический.

...В Москве _ сырная неделя. Прохожий, видя "несметное множество"

экипажей и пеших, рвущихся к театру, недоумевает: "Куда народ наш православный Стремится с радостью такой?

Не торжество ль победы славной России матушки святой?

...Зачем народ наш православный На сырной вдруг затеял пир?

Аль прибыл к нам наш царь державный, Наш европейский богатырь?"

Отвечает ему умудренный жизнью старик: "Какой тут царь! А лишь приманкой В киатер сатана завлек, Прельстить нас хочет басурманкой, Что ноги мечет в потолок".

Прохожий в отчаянии: "Знать нет грехам твоим и счету, О греховодница Москва!

Что ты бесовскому причету Готовишь ныне торжества".

Стихотворение было куда длиннее, но смысл его весь _ в приведенных строках. В Петербурге, прочитав эти вирши, стали поговаривать, что напечатаны они по повелению самого Николая I.

А вот цензоры, прочитав стихотворение, испытали приступ служебного рвения. Конечно, стихотворение верноподданническое. Но правильное ли оно?

Бдительность превыше всего! Цензурный комитет обсудил стихи "Северной Пчелы" и решил определенно: они содержат в себе "может статься, и справедливое, но весьма, однако же, резкое порицание всего московского населения". И главное _ стихи неразумно сопоставляют похвалы нескольких восторженных балетоманов с "общими, священными чувствами верноподданнической любви и преданности". А такое сопоставление нельзя признать уместным.

Свое заключение бдительный комитет представил на рассмотрение императора. Но почестей не снискал. "К ужасу членов комитета" (ремарка того же Шильдера) монаршая резолюция сообщала: стихотворение в газете "напечатано с моего дозволения, как полезный урок за дурачество части московских тунеядцев".

Но что же сама Фанни Эльслер, вокруг которой поднялась вся эта шумиха? Триумфальные ее выступления в России будто подвели итог долгой артистической жизни балерины. Уже вскоре после их завершения она покинула сцену...

Петр ГРАДСКИЙ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]