[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 14(1688), 24 января 1998
SPb Ved gerb

Русскому музею _ 100 лет
Стражи Мраморного дворца В последние годы Мраморный дворец, ставший частью Русского музея, привлекает посетителей в основном выставками современного искусства.

Но и история его содержит много интересных, не прочитанных еще до конца страниц.

...Восточный фасад дворца увенчан часовой башней. По сторонам ее на высоте застыли немые стражи _ две беломраморные статуи. Бессмысленно искать их имена в литературе. Да и архивные документы сообщают лишь то, что выполнены они известным мастером Ф. И. Шубиным. Но ведь в те времена, когда возводился дворец, скульптуру рассматривали не только как украшение. Языком иносказания она многое сообщала наблюдательным зрителям о назначении здания, о его хозяевах, их достоинствах и заслугах, даже об обстоятельствах их жизни.

Аллегориями являются и статуи Мраморного дворца. В их расшифровке решающую роль играют атрибуты, которыми они наделены. Снизу трудно рассмотреть фигуры в деталях, но подобравшийся к ним по гремящим железным листам крыши будет вознагражден, увидев в руках у правой (северной) фигуры незаметные с земли ключ и печать. У ног ее стоит корона.

Старинные иконологии-справочники, в которых описаны аллегории, говорят, что так изображается Верность.

Южная статуя держит в правой руке наполненный плодами рог изобилия. Многие аллегории имеют такой атрибут, и прежде всего _ само Изобилие. Но оно не пара Верности. Другой кандидат _ Великодушие. Но у ее ног назначено лежать льву, а голову ее должна венчать корона. Наконец, Щедрость. Именно так, с опущенным вниз рогом изобилия, изображалась она на папских надгробиях в соборе Святого Петра в Риме. Такой же, в виде гермы, предстает она в Версальском саду.

Итак, Щедрость и Верность венчают фасад Мраморного дворца _ великолепного жилища князя Григория Орлова. Воистину, эти добродетели были присущи блистательному князю. Хотя не исключено, что следует поделить их между двумя историческими персонажами: Орловым и Екатериной.

Именно ее царственной щедростью возведен дворец _ "здание благодарности" за верность князя.

Ясность в определении фигур не снимает, однако, всех связанных с ними вопросов. Стиль статуй, особенно северной, и серьезные огрехи в исполнении плохо согласуются со свидетельством об авторстве Шубина.

Знаменитый мастер, принявший на себя исполнение почти всех скульптурных работ во дворце (а это 10 статуй, 11 рельефов, 5 бюстов и многое другое), не в состоянии был выполнить все сам. Часть работы передавалась помощникам, а возможно, и другим мастерам. Но кто бы ни был автор фигур, за двести лет они прочно срослись с петербургским небом, став частью изысканной и неповторимой "крыши" северной столицы.

Андрей УХНАЛЕВ,искусствовед


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]