[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 04(1678), 10 января 1998
|
Хватит большевистского задора,
считает депутат Государственной Думы, президент Союза нефтегазопромышленников России, председатель общественного объединения "Регионы России" Владимир МЕДВЕДЕВ Для справки: Владимир Сергеевич Медведев _ потомственный нефтяник. С 1978 года связал свою судьбу с развитием нефтегазового комплекса Западной Сибири. Работал на газоперерабатывающих предприятиях Тюменской области. Начинал с механика, был главным инженером, пять лет _ генеральным директором объединения "Сибнефтегазопереработка". В 1991 _ 1992 годах работал заместителем главы администрации Тюменской области. В 1992 году избран президентом Союза нефтегазопромышленников России. А в 1993 году был избран депутатом Государственной Думы от Нижневартовского избирательного округа # 221 Ханты-Мансийского автономного округа. Через два года избиратели подтвердили доверие своему избраннику. В. С. Медведев был инициатором создания и председателем депутатской группы "Новая региональная политика" в Думе первого созыва, депутатской группы "Российские регионы" _ в нынешнем составе.
_ Владимир Сергеевич, российские СМИ, как правило, почти ничего не рассказывают о том, какую позицию занимает по тому или иному обсуждаемому в Думе вопросу ваша депутатская группа...
_ А зря. Ведь не учитывая мнения регионов, вряд ли можно всерьез говорить о возрождении России. Мнение же наше после знакомства с проектом бюджета на нынешний год, другими экономическими инициативами федерального центра таково: если срочно не откорректировать проводимый курс, страна окончательно зайдет в тупик.
Правительство заявляет, что бюджет на 1998 год "реалистичный".
Планируемые расходы практически не отличаются от секвестированных расходов текущего года: 472 трлн против 468 трлн рублей соответственно.
Но возникает вопрос: можно ли при таком ущербном бюджете проводить рациональную экономическую политику? Вдобавок правительство намерено прекратить денежные зачеты _ квазиденьги, расчеты в которых достигали трети всех расчетов с бюджетом.
"Молодые реформаторы" назвали проект "бюджетом экономического роста". Но если он сверстан на основе урезанных правительством расходов казны прошлого года, как он может быть ориентирован на экономический рост? Не вяжется. Если урезанная казна в минувшем году производство к росту не подтолкнула, то как она теперь это сделает? Чуда ждать россиянам? Кое-кто называет фатальным стечение неблагоприятных для правительства обстоятельств в конце минувшего года, я же вижу в этом закономерный исход. К началу осени были заморожены кредиты МВФ и Всемирного банка, перенесены сроки продаж нефтяных компаний _ для правительства катастрофа. Что же это за экономическая политика-то? А как жить стране в 2000 году, когда все нефтяные компании будут проданы, а кабальные кредиты МВФ надо будет возвращать?
Не обрадовала и новая налоговая концепция, которую мы все так ждали. Хотя авторы проекта бюджета и убеждают, что новый Налоговый кодекс, положенный в основу верстки бюджета-98, облегчит налоговое бремя, эксперты пришли к выводу, что фискальная направленность экономической политики, в сущности, не меняется. Что это означает? Поскольку экономического роста не предвидится, то и налогооблагаемая база не расширяется. Более того, в проекте бюджета не предусмотрена поддержка малого и среднего предпринимательства. То есть количество легальных налогоплательщиков может даже уменьшится по сравнению с прошлым годом.
Следовательно, порочный круг вновь очертит российскую экономику и в текущем году.
Всем понятно, что без денег производить товары и услуги, оплачивать труд предприятия страны не могут. Значит нужны денежные средства. Не решив этого центрального вопроса для экономики России, не разрешить и всех остальных проблем общества, в том числе и бюджетных расходов. Как же формировать доходную часть бюджета, если промышленность не может производить доходы для общества? Делать эмиссию? Моя точка зрения, как и выработанная позиция нашей депутатской группы, в том, что простая эмиссия денег без выяснения причин неплатежеспособности народного хозяйства и без принятия профессиональных макро- и микроэкономических мер, воспроизведет ситуацию 1992 _ 1993 годов, когда эмиссия кроме инфляции ни к чему хорошему не привела: сохранилась неплатежеспособность, накопления обесценились.
Сегодня, пока еще не поздно, мы должны честно признать: реформы в России не состоялись. Постоянно отмечать бедственное положение народа, констатировать развал практически всех отраслей народного хозяйства после шести лет проведения реформ по Гайдару и одновременно утверждать о правильно выбранном курсе реформ, методах их осуществления _ такая "аргументация" не выдерживает никакой критики.
_ В чем же причина, на ваш взгляд, поражения реформ в России?
_ Мы твердо убеждены, что к печальному финалу страну привели непрофессионализм и отсутствие жизненного опыта у "молодых реформаторов". Их стратегия, начиная с Гайдара, базировалась и продолжает базироваться на двух направлениях: отстранить государство под флагом либерализма от любой активной деятельности в экономике, в том числе и от управления государственным имуществом и государственными финансами, и второе _ не давать денег предприятиям промышленности и аграрного сектора, а также гражданам России под флагом монетаризма. Такая политика _ ничего не делать, не давать денег, но делить государственную собственность _ держится лишь на надежде, что все само собой образуется. Не образовалось. Это политика невольно заставляет вспомнить байку про цыгана, который хотел приучить свою лошадь обходиться без корма. Она взяла неразумная и сдохла. После чего цыган вздыхал и сокрушался: если бы она еще пару дней продержалась, то, возможно, и научилась бы обходиться без еды. Так же и наши экспериментаторы-реформаторы совместно с МВФ считают, что предприятия и граждане привыкнут жить без денег. И вместе с тем налоги будут исправно платить.
_ Итак, вы за смену экономического курса?
_ Всенепременно. Хватит ломать. Хватит большевистского задора: "весь мир до основания мы разрушим..." Эволюционное _ "а затем..." _ у нас не получается. Может быть, потому что, революционный дух никак не можем изжить? И коммунистическое сознание, и демократическое _ все у нас едино _ революционеры, одним словом. А революционер по своей сути не может быть созидателем. Пришло время строить... Уверен, что будущее за политиками-созидателями, живущими не по принципу "разделяй и властвуй", а по принципу "созидай и властвуй". Такими мэр Москвы _ Юрий Лужков, президент Татарстана Минтимер Шаймиев ваш губернатор Владимир Яковлев, да этот список можно продолжать долго... Я и себя к этому списку, без всякой скромности, причисляю.
_ Ваше имя, Владимир Сергеевич как политика долгие годы уже связывается с региональной проблематикой. Появление группы "Новая региональная политика" в Госдуме прошлого созыва на политическом фоне "правых", "левых" стало для многих просто непредсказуемой неожиданностью.
Верны своей региональной теме вы и по сей день. Несмотря на то что продолжаете являться президентом Союза нефтегазопромышленников.
Добавлю, что я являюсь еще председателем общественного объединения "Регионы России".
Депутатские группы "Новая региональная политика", а затем "Российские регионы" объединили депутатов, избранных по одномандатным округам, по принципу: независимость от политических партий, профессионализм и прагматизм, и, главное, _ четкая и последовательная поддержка в парламенте интересов субъектов Федерации, всех регионов России. Кстати, независимость депутатов от партий могла бы способствовать заметному повышению эффективности работы Думы. Именно поэтому я стороник того, чтобы выборы в нижнюю палату парламента проводились только по можаритарной системе или даже на основе специального законодательства субъектов Федерации с тем, чтобы в конечном счете Дума формировалась по принципу Совета Федерации.
Общественное же объединение "Регионы России" родилось в конце 1994 года по инициативе депутатов группы "Новая региональная политика". Какие цели и задачи у этого объединения? Сегодняшнее бедственное социально-экономическое положение регионов во многом объясняется извращенной формой федерализма, отсутствием баланса интересов, когда федеральная власть по произволу дозирует экономические и политические полномочия субъектам Федерации. Мы выступаем за иной порядок. Истинная федерация, на наш взгляд, _ это когда добровольно объединившиеся в единое государство субъекты наделяют надтерриториальную федеральную власть определенным количеством полномочий, обеспечивающих государственное единство. Такой порядок придает ясность бюджетным отношениям между регионами и федеральной властью, запутанными ныне необоснованной практикой трансфертов, которая разделяет субъектов Федерации на угодных центру и изгоев.
В основе программных задач "Регионов России" лежат два основополагающих принципа. Первый. Губернаторский корпус должен иметь за спиной мощное общественное движение межрегионального значения. Только тогда он приобретет недостающий ему корпоративизм в отстаивании общих интересов. Второй. Урегулирование отношений между федеральной властью и регионами требует серьезных изменений Конституции, принципов государственного устройства страны. Без опоры на население регионов сделать это невозможно.
_ Так, что вы отстаиваете на региональном уровне, понятно. А чем вы занимаетесь как президент Союза нефтегазопромышленников?
_ Лоббированием. Необычно звучит? Не пугайтесь, страшного и чегото предосудительного в этом ничего нет. Просто мы не скрываем: лоббирование интересов нефтегазового комплекса через участие в законотворческом процессе, особо это подчеркну, считается важнейшим направлением деятельности Союза нефтегазопромышленников. Сегодня тщательной экспертизе в Союзе подвергаются все законопроекты, касающиеся нефтегазового комплекса, готовятся предложения об изменениях и дополнениях в налоговую систему, по совершенствованию ценообразования в отраслях комплекса, обоснованию уровней ставок экспортных пошлин, разрабатываются стимулы ввода в эксплуатацию новых месторождений. Что же в этом предосудительного?
Первейшая задача Союза нефтегазопромышленников _ возродить старую российскую традицию, согласно которой правительственные политико-хозяйственные документы не принимают форму законов и указов без предварительного их обсуждения и согласования с корпоративистскими торговопромышленными объединениями. Тогда мы можем с уверенностью говорить о реализации основных задач всех участников Союза нефтегазопромышленников: возрождение нефтегазового производства в России в интересах всего российского общества, традиционных партнеров России, содействие стабилизации национальной экономики.
Ясно, что такого рода "лоббированием" должны активно заниматься и представители других народнохозяйственных комплексов и объединений.
Только совместными усилиями нам удастся избавиться от диктата МВФ, повернуть реформы к стране, к каждому россиянину.
Константин СМИРНОВ