[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 242(1667), 20 декабря 1997
SPb Ved gerb

Секунда истории
"Противу Михайловского дворца"

Читатель, бывающий на филармонических концертах, увидит на снимке картину, для глаза хоть и не привычную, но все-таки узнаваемую. Вот так выглядел когда-то зал петербургского Дворянского собрания, теперь _ Большой зал Филармонии...

"До нынешнего достославного времени Дворянство С.-Петербургской губернии не имело собственного дома для своих собраний, _ писала "Северная пчела" 20 декабря (даты по ст. стилю) 1839 года. _ Несколько уже было делано попыток к учреждению балов дворянских, но всегда безуспешно. В здешней столице высшее общество привыкло жить в своем кругу и чуждается общественных собраний..."

Кстати, именно для единения "благородного дворянства" как сословия и были придуманы, еще при Екатерине II, дворянские собрания. Для единения, а также приобщения дворян к службе... Но дворяне от участия в собраниях уклонялись, так что 6 декабря 1831 года Николай I был вынужден специально напомнить им об этой обязанности _ "Положением о порядке Дворянских собраний, выборов и службы по оным".

Однако в "Правилах С.-Петербургского Дворянского собрания", принятых в 1833 году, на первом месте оказывалась вовсе не служба. Цель его учреждения определялась так: "для приятного препровождения времени в танцах, позволенных играх, чтении газет и других периодических изданий", а также "наслаждения зрением и присутствием особ августейшей фамилии"... В общем, нечего сидеть по домам!

Но _ как видим, пришлось ждать несколько лет, пока архитектор Поль Жако не построил для Дворянского собрания дом "противу Михайловского дворца". Первый бал там был дан 6 декабря 1839 года.

Уже упомянутая "Северная пчела" писала о новом доме с восторгом.

И особенно _ о большом зале. "Кроме царских дворцов, в Петербурге нет подобной залы". "В ней соединены великолепие, вкус и удобство". "Вокруг великолепные колоннады... от пьедесталов колонн к полу залы уступы в несколько рядов для помещения многочисленных зрителей. Место для императорской фамилии устроено не ложею, но в виде легкой палатки".

"Зала освещена кристалловыми люстрами, которые теперь в моде".

Так столичное дворянство обрело свой клуб; здесь давались балы и устраивались концерты, проходили деловые встречи, наконец, тут была неплохая кухня!

Дом давал хозяевам и приличный доход, поскольку изначально несколько квартир, находившихся в нем, сдавались в наем, а помещения в первом этаже арендовались под различные заведения: в конце прошлого века, к примеру, здесь располагались "польская кофейня" г-жи Бахминской, винный погреб Шеффера и Фосса, велосипедный магазин Лейтнера...

Однако, как ни хорошо было творение Жако, а настало время, когда владельцы дома почувствовали, что приют их стал им тесен и вообще нуждается в переделке. Вопрос этот не раз возникал на дворянских собраниях, но собрались с духом только в 1896 году, когда постановили выделить 50 тысяч рублей на переустройство главного входа с вестибюлем и выбрали, кому поручить проект _ архитектору В. А. Шретеру. За два же года новых размышлений пришла еще и идея надстроить к имеющимся трем этажам четвертый.

К работам приступили в начале 1899 года. Здание существенно меняло свой облик _ и за счет нового этажа, и по причине появления пристройки-тамбура у входа со стороны площади (его ликвидировали в наше время).

Что берегли, однако, при перестройке _ большой зал. "Дабы не рисковать прекрасными акустическими его качествами, он должен остаться неприкосновенным". (Так что интерьер зала на снимке начала века тот же, что и в описании "Северной пчелы". Хотя прогресс не мог его не коснуться. К хрустальным _ "кристалловым" _ люстрам и лампионам подвели электричество. Применили новую систему вентиляции, потом уж выяснилось _ некачественную: первые концерты проходили под ее гудение.) Хлопот, пока в 1899 _ 1901 годах шли работы на доме, у столичного дворянства, особенно у губернского предводителя А. Д. Зиновьева, было немало. Но сезоны возобновились даже раньше, чем ушли последние строители.

И кстати сказать, прибывших на первый, после перерыва, бал в Дворянском собрании дам и господ ожидало еще одно новшество. Верхнее платье у них принимали специально нанятые служители из 1-й Петербургской артели: публика была теперь отделена от вешалок барьерами, на 2400 крючках висели номерки.

...Замечательный своей акустикой зал Дворянского собрания в 1921 году был отдан Петроградской Государственной филармонии, и 12 июня уже состоялся первый концерт. Шестой симфонией Чайковского и его фантазией "Франческа да Римини" дирижировал Эмиль Купер. Свободных мест не было...

С той поры мы по-прежнему приходим сюда слушать музыку. А если теперь бывают здесь свободные места, то виноваты в том не зал и не музыканты.

Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]