[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 239(1664), 17 декабря 1997
SPb Ved gerb

Вячеслав Щербаков:
"Помогать будем и старикам, и детям"

В Петербурге, как и во всей России, социальные проблемы _ одни из самых острых и болезненных. Помощи, защиты в нынешних рыночных условиях требуют сотни тысяч людей. Чего же им ждать от городских властей сегодня, завтра? Насколько эффективна такая помощь? И какие вопросы требуют безотлагательного решения администрации? Об этом главный редактор "Санкт-Петербургских ведомостей" Олег Сергеевич КУЗИН беседует с первым вице-губернатором Петербурга Вячеславом Николаевичем ЩЕРБАКОВЫМ.

_ Действительно, социальная сфера везде находится в упадке, и Петербург _ не исключение. И все же в нашем городе, на фоне остальных регионов, обстановка относительно благополучная. Мы пытаемся дать людям социальные гарантии, и очередное подтверждение этому _ принятие бюджета на 1998 год, _ начал беседу В. Щербаков.

_ Он абсолютно не похож на предыдущие _ а мне есть с чем сравнивать, я во власти с 1990 года, еще с Ленсовета. Его отличительными чертами являются бездефицитность, прозрачность и, главное _ четкая социальная ориентированность. Кроме того, он глубоко проработан, подробно расписан, так что принятие такого документа имеет, безусловно, большое значение. Но все же основным достижением я считаю то, что в Петербурге сегодня социальная политика из области намерений, предположений, предвыборных обещаний превратилась в систему целенаправленных, продуманных действий. Город старается по мере возможности поддержать всех, кому нужна помощь. Попробую это доказать.

Смотрите: пенсии у нас давно платят вовремя, в Петербурге это считается в порядке вещей. Кстати, мы первыми среди крупных регионов страны обеспечили регулярность выплат. Сейчас пенсию получают 1 млн 222 тысячи горожан, в том числе 300 тысяч инвалидов. Объем превысил 500 млрд рублей в месяц, но график не сдвигается, несмотря ни на что.

Хочу всех успокоить: и предстоящая деноминация этого положения не изменит, в городе достаточно ресурсов, чтобы пенсионеры свои кровные получали без задержки.

Замечу, что отлаженный у нас механизм сбора данного вида платежей перенимают и используют другие регионы. А мы думаем сегодня, как объединить наше городское отделение Пенсионного фонда с областным. Надеемся, это позволит наладить систему своевременных выплат в области и даст возможность многим пожилым петербуржцам, выезжающим за город, без хлопот получать пенсию и там, в местных почтовых отделениях.

По существу с нуля создана и городская медико-социальная гериатрическая служба. Помните? 4 года тому назад все начиналось с нескольких коек, а сейчас мы имеем современные медико-социальные центры. Применяются уникальные методики. Реализуется долгосрочная программа, и если все задуманное будет выполнено _ по прогнозам продолжительность жизни петербуржцев увеличится на 2 _ 3 года.

А безработные? Они тоже наши подопечные, и в городе реально снижается число людей, пусть временно, но оторванных от дела. В начале текущего года за бортом оставались 49.000 человек, сейчас _ 32.500. При этом пособия им тоже выплачиваются вовремя, хотя понятно, что пособие зарплату не заменит.

В неделю трудоустраиваются 700 _ 800 человек. За счет чего? С одной стороны _ служба занятости человеку не дает засидеться в безработных, постоянно предлагая какие-то варианты, с другой _ город стимулирует предприятия, создающие новые рабочие места, принимающие, например, военнослужащих, несовершеннолетних. На будущий год специально для юношества, выпускников школ будет забронировано 8 тысяч рабочих мест. Чтобы поддержать ребят, в октябре принят местный закон "О квотировании рабочих мест для молодежи".

Не забыты и учителя. В казне мало денег, но мы нашли резервы и с начала сентября повысили зарплату большому количеству педагогов, а с 1 января наступающего года прибавку к жалованию получат все учителя города без исключения. И дело даже не в деньгах. Убежден _ одним из главных направлений развития нашего города должно стать образование. И мы планируем постоянно увкеличивать расходы на эти цели. Предполагается к 2000 году выйти на такой уровень, когда пятая часть бюджета будет тратиться на "разумное, доброе, вечное", а год, открывающий третье тысячелетие в Петербурге, объявлен "годом образования".

Удалось добиться и перевода профтехучилищ из федерального подчинения в городское. Да, на нашу голову свалилось немало новых хлопот, но зато теперь положение учеников ПТУ перестало быть унизительным. Напомню, еще в прошлом году их стипендия равнялась 40 (!) рублям в месяц.

Подростки, их наставники протестовали, стояли в пикетах. Сейчас детей кормят, преподаватели, мастера в срок получают зарплату. А саму профтехшколу мы собираемся максимально приблизить к потребностям города.

Не скрою: вероятно, некоторые училища, поставляющие на рынок труда ненужных специалистов, и придется закрыть. А за счет освободившихся зданий хотя бы частично решить наболевшую проблему второй смены в школах, создать детям условия для нормальной учебы.

_ Кстати, Вячеслав Николаевич, вы неоднократно утверждали, что правительство города в первую очередь будет поддерживать как раз новое поколение, подрастающую смену, детей. Однако так и не принят местный закон "О молодежи и молодежной политике в Санкт-Петербурге", хотя его обсуждают на разных уровнях уже два года. Похоже, "утонул" в дебатах и закон "О защите прав ребенка". А без введения этих документов сегодня сделать что-либо сложно.

_ От своих слов не отказываюсь и готов их подтвердить. Стратегия деятельности правительства и состоит в том, чтобы постепенно смещать акценты: заботясь о пенсионерах, уделять внимание и молодежи, прежде всего детям, подросткам, молодым семьям. Хотел бы сразу подчеркнуть, мы ни в коем случае не собираемся отказываться от помощи нашим пожилым людям. Но сейчас, в центре внимания социальной политики должна оказаться и молодежь, наше будущее.

Как вы думаете, какие семьи у нас в городе самые бедные? Нет, не те, где бабушка и дедушка пенсионеры или кто-то из домочадцев стоит на бирже труда. А те, где двое детей и родители работают на государственном предприятии. Это подтвердили результаты широкого исследования. На них не распространяются никакие льготы, они живут на копейки, им сегодня хуже всех. Что же получается: класс, на который мы должны опираться, основные налогоплательщики оказались в самом невыгодном положении. Это, по меньшей мере, несправедливо.

Считаю, что, несмотря ни на что старики сегодня неплохо защищены.

В Петербурге, скажем, если суммировать, действует 300 (!) видов льгот.

В основном они распространяются на тех, кому за 50, 60...

Между тем, в городе 830 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет. 17 процентов населения! Как же можно их оставить без внимания?

К сожалению, депутаты не торопятся голосовать за "молодежный", "детский" законы. Это невыгодно. Молодежная политика требует неординарности, кропотливости, больших усилий и денег. На такого рода программы в год нужно более 20 млрд рублей, а их нет.

_ В Петербурге, по данным ГУВД, 19 тысяч беспризорников. Наступила зима, и если этих ребят не защитить, не обогреть, они могут погибнуть. Чем конкретно может помочь город таким детям?

_ Для начала давайте разберемся: сколько же в городе беспризорных (не имеющих крыши над головой) и сколько безнадзорных (уходящих время от времени из дома) детей. Первых _ примерно 800 человек. Все они прошли по многу раз через приемник-распределитель и известны пофамильно.

Причем 500 _ наши, питерские. А 300 _ заезжие.

Безнадзорных побольше _ порядка 4000 ребят. Чтобы помыть и обогреть этих мальчишек и девчонок, только в этом году создано 4 новых приюта. Все они загружены.

Что касается информации о том, что, дескать, в нашем городе 19 тысяч беспризорных и что Санкт-Петербург по праву может претендовать на статус столицы беспризорничества, то это блеф! Кому-то очень хочется показать, на какой геройский участок он поставлен и как много сил и средств ему для этой работы требуется. Ответственно утверждаю: 800 беспризорных и 4000 безнадзорных!

Конечно, и это много, мы стараемся всеми силами помогать таким ребятам. Сейчас, зимой, если некуда идти, их примут приюты, социальные гостиницы, кризисные центры. Там накормят, помоют, отогреют, если надо, свяжутся с родственниками, подключат психологов, юристов. На улицах будут курсировать специальные "автобусы милосердия", где можно пообедать, получить одежду. Мы с себя ответственности за безнадзорных не снимаем, но где же семья? Почему она перекладывает заботы на государство? Ведь главным для ребенка должны оставаться родители, дом. У нас же дети нередко становятся сиротами при живых папах, мамах, которые поглощены своими личными проблемами, зарабатывают деньги.

_ Вячеслав Николаевич, претензии вызывает и система поставки лекарств. У нас в редакции много писем на эту тему. Нужны бесплатные препараты, а денег в бюджете нет.

_ Нельзя не согласиться _ в нашем городе с лекарствами сложилась тяжелая ситуация. Зденсь причин много, в том числе и частая смена руководителей комитета по здравоохранению. К сожалению, они нередко в основном занимались удовлетворением личных амбиций и лоббировали интересы узкого круга приближенных фирм, главным образом зарубежных. Изза этого возникали поистине трагические ситуации. Например, 60 тысяч больных инсулинозависимой формой диабета на какое-то время остались вообще без лекарств. Вместо них были закуплены десятки экзотических, но мало кому нужных препаратов, подавляющее количество которых пылится на складах и после истечения срока годности отправляется на свалку.

Не может не беспокоить, что рынок лекарственных средств все больше и больше становится "плацдармом" для наживы чиновников. Нас, городскую администрацию, правдами и неправдами подталкивают к тому, чтобы мы отказались от государственного регулирования в обеспечении населения лекарствами. Каких только идей со стороны коммерческих структур, банков и т. п. мы не наслушались. К сожалению, в этих идеях есть все, кроме главного _ обеспокоенности и заботы о здоровье людей...

Я не противник частного сектора в фармации. Но нынешнюю тенденцию, например в аптечной торговле, ни в коем случае не считаю приемлемой. Аптечные лотки, которые появляются сейчас где надо и не надо, постоянно нарушают правила торговли медикаментами. Я глубоко убежден, что если мы не поставим крепкий заслон для нечистоплотных дельцов, то эта "вольная" аптечная сеть может стать практически легальным каналом распространения наркотиков.

Второе, с чем я как вице-губернатор, как чиновник, отвечающий за данную сферу, никак не могу мириться, это положение дел в городе с производством лекарств. Доля продукции нашего города в фармацевтическом рынке России исчисляется лишь несколькими процентами, хотя, по самым скромным оценкам специалистов, она могла бы составлять 12 _ 15%. Значит, надо восстанавливать и создавать заново местную базу, тем более что Петербург располагает огромным научно-производственным потенциалом.

По этой причине я _ активный сторонник создания союза фармацевтических предприятий. Надеюсь, что он возьмет на себя заботу о возрождении производства лекарств в Петербурге. Хочу особо подчеркнуть: речь идет не о том, чтобы перекрыть кому-то дорогу на наш региональный рынок. Нужно выигрывать за счет качества и цены, делать ставку на создание и производство новых препаратов, формировать свою собственную фармацевтическую нишу на лекарственном рынке России. Поддержка городских властей здесь будет обеспечена, поскольку успешное развитие такого производства _ это дополнительные рабочие места, налоги в городской бюджет и, конечно же, позитивное влияние на здоровье населения.

Еще она острая проблема. Известно, что более 1 миллиона 800 тысяч горожан имеют право получать лекарства бесплатно или за 50% стоимости.

К сожалению, сегодня мы не имеем четкого представления, как дорого обходится эта льгота для городского бюджета. Одни эксперты говорят: 250 _ 270 миллиардов рублей в год, другие: 170 _ 190 миллиардов. В такой ситуации трудно судить об истинном положении дел. Пока мы располагаем достаточно точными данными только по числу больных диабетом и относительно точными _ по онкологии. Даже с больными, нуждающимися в психотропных средствах, неразбериха... Так что в сфере льготного обеспечения населения лекарствами предстоит еще сделать очень и очень многое.

Лишь с приходом нового руководителя комитета по здравоохранению, то есть с лета текущего года, наводится порядок: создается система, исключается кустарщина...

_ Это планы на перспективу, и, согласитесь, все они будут нуждаться в жестком контроле. А что предстоит сделать в ближайшие месяцы?

_ Назову лишь некоторые проекты. Предстоит реализовать программу оперативных мер по развитию здравоохранения, это 68 конкретных проектов, программа принята на заседании правительства города 4 декабря.

Нужно резко активизировать усилия в плане борьбы с наркоманией _ это одна из самых серьезных проблем. А сейчас вплотную занимаемся адресной социальной помощью. Сегодня ясно: кому-то мы должны помогать гораздо больше, чем сейчас, а кто-то вполне может обеспечить свою семью самостоятельно. Поэтому в данный момент мы формируем не только обобщающий социальный паспорт города, но и каждой семьи в отдельности. Надеюсь, все наши усилия будут способствовать главному _ повышению качества жизни горожан.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]