[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 231(1656), 3 декабря 1997
SPb Ved gerb

Владислав Пази: "Самая кассовая тема? Любовь"
Об аншлаге мечтает каждый театр. Кому не хочется, чтобы на его спектакль спрашивали лишние билетики, чтобы с рук билеты шли втридорога, чтобы студенты прорывались, срывая двери с петель. Сегодня абсолютный рекорд по части аншлагов вот уже несколько сезонов держит "Дама с камелиями", успех которой был подкреплен другим спектаклем Театра имени В. Ф. Комиссаржевской _ "Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей". Постановщик обоих "шлягеров" Владислав ПАЗИ ныне директор и художественный руководитель Театра Ленсовета. Мы обратились к нему как к человеку, владеющему секретами зрительского успеха.

_ Владислав Борисович, вы ленинградец, выпускник нашего Театрального института, вернулись в родной город что называется на белом коне. 25 лет работы в провинции принесли вам не только ни с чем не сравнимый опыт, но и славу режиссера, умеющего делать кассовые спектакли.

Не поделитесь тайнами мастерства?

_ Так вам все и скажи!.. На самом деле никто не знает секрета успеха. Это вещь иррациональная. Успех трудно вычислить. Все зависит от интуиции. Хотя что-то высчитать можно. Виктор Новиков пригласил меня, с тем чтобы я поставил спектакль, который будет иметь успех. Я посмотрел труппу, увидел Таню Кузнецову и совершенно четко понял, что надо ставить "Даму с камелиями" и что с этой актрисой пьеса будет иметь успех. Потому что "Дама с камелиями" вообще из тех пьес, что обречены на успех, если в центре яркая актриса. Так оно и получилось.

_ Но все-таки пьеса не вчера написана, однако никто до вас не додумался поставить именно ее, именно с этой актрисой, именно в 1995 году.

_ Я люблю театр для публики. Люблю, чтобы в зрительном зале был народ. Хотя на самом деле нет режиссера, которому безразличен успех.

Режиссеры, которые говорят, что успех им не нужен, лицемерят. Это противоестественно _ работать в театре и не желать успеха. Конечно, есть среди моих коллег такие, которые ищут успех иного рода: они удовлетворяются признанием критики и равнодушны к успеху у "толпы". Но я люблю театр для публики.

_ И в свое время вы были обласканы публикой, рассказывают, что, расставаясь с вами, рыдали не только актеры, но и зрители.

_ Я приехал в Киргизию и попал в город, где люди в театр вообще не ходили, не знали даже, где он находится. При том, что труппа была хорошая. Надо было нащупать какие-то болевые точки, найти что-то, на чем публика "сломается". Товстоногов говорил, что театр должен аккумулировать в себе заряд ожидания и разрядить его в зрительный зал. В те времена в стране, где "нет секса", надо было говорить о любви. О плотской и духовной, возвышенной и мелкой. И лучше для этого нет ничего, чем "Декамерон" Боккаччо. Успех был мгновенный. Конечно, сама тема, за редким исключением, успеха не делает. Спектакль должен быть хорошо сыгран и театрально заразителен. Таким, мне кажется, был "Декамерон". Он произвел настоящую революцию в Бишкеке, продержался в репертуаре десять лет, хотя начальство не знало, как реагировать. Одна руководящая дама говорила мне: "У нас в городе такой сифилис, а вы "Декамерон" ставите!" Был скандал, что тоже успеху способствует.

Однако самый потрясший меня успех выпал на долю совершенно иного спектакля. В 1988 году я поставил, первым в стране, еще до Агамирзяна, _ "Колыму" Дворецкого. Спектакль появился в городе, где было много ссыльных, где жили дети бывших политических. Это было время, когда люди молодые открывали для себя собственную историю. Успех был небывалый, глубинный. На сцену выходили рыдающие люди и становились перед нами на колени. Постановку сначала запретили, но кончилось культпоходом ЦК на спектакль, с раздачей подарков и званий. Вот вам и еще один путь к успеху _ правда. Мы первыми говорили этим людям правду.

_ Вы думаете, сегодня, в условиях всеобщей лжи, этот рецепт годится?

_ Сегодня этот путь к успеху невозможен. Сегодня говорить можно все что угодно. Этим никого не удивишь.

_ Зато другой ваш рецепт не утралтил актуальности: другая жизнь и любовь. Так что "Даме с камелиями" жить и жить.

_ Да, "Дамой" все были обнадежены заранее. А вот успех "Самоубийства влюбленных" никто не смог бы обещать наперед. Зритель пошел на него из-за необычности спектакля. Он красив. И говорит о любви. А более актуальной темы, я уверен, нет.

_ Но потом вы вдруг перестали делать спектакли для публики.

_ Ну, как сказать... "Тойбеле и ее демон" в Театре на Литейном пользуется успехом. Да и "Обручение в монастыре" в Мариинском театре тоже. Что касается Театра Ленсовета... Понимаете, когда я работал в Театре Комиссаржевской, я просто ставил спектакли, у меня не было никаких стратегических задач. Сейчас, когда я руковожу театром, такие задачи возникли. Прежде всего я хочу вернуть театру то уважение публики, которое он всегда имел, но в последние годы несколько подрастерял. Нужно было вернуть артистов к ансамблевому театру. Напомнить городу о ярких индивидуальностях. Поэтому я поставил киносценарий Бергмана "Лицо". А потом современную пьесу _ "С болваном". Надо было вернуть сюда театральную публику и при этом не потерять постоянного зрителя, который в восторге от "Гусара из КГБ".

_ Ваше желание поначалу избегать резких движений, прогнозировать ситуацию, думать об актерах понятно. Однако вы не только художественный руководитель, но и директор. Значит _ обязаны думать о кассе. Не считает ли директор Пази нужным заказать режиссеру Пази постановку, которая стала бы очередным шлягером?

_ Я обязан заказать себе такой спектакль. Однако таких пьес, как "Дама с камелиями", в мировой драматургии мало. Те, что есть, _ расхватаны. Но я думаю о таком спектакле, он нам очень нужен. Может быть, удастся сделать его. Если не в этом сезоне, то в будущем. К тому же, вы знаете, я пользуюсь репутацией человека, который умеет тратить большие деньги на постановку. Если буду хорошим директором, то достану средства, что с каждым днем все труднее, и тогда...

_ И по какому пути вы пойдете? На что сейчас спрос?

_ Это вам, критикам, виднее.

_ Нам, критикам, виден незаслуженный успех какой-нибудь московской "Овечки" или "Трехгрошовой оперы".

_ Ну, о Москве мы не будем говорить. Есть вещи, с которыми соревноваться бесполезно. Так раскрутить артистов, как делают это в Москве, мы не можем. У нас нет телевидения, последний канал и тот отняли. Фильмов наших никто не видит. Так что наших актеров не знали и знать не будут. Единственное исключение _ Семен Фурман, который прославился не столько замечательно сыгранными ролями в пятидесяти фильмах, сколько благодаря паре удачных рекламных клипов.

_ Полагаете ли вы, что успеху ваших артистов и вашего театра будет способствовать спектакль "Антрепризы Михаила Козакова", премьера которого должна состояться на сцене Театра Ленсовета?

_ Я вообще хочу, чтобы наш театр становился неким культурным центром. У нас гастролировала Алла Демидова, московский "Театр современной пьесы", приезжал и приедет снова "Геликон-опера". Все это явления культуры, а не коммерческие предприятия. Что касается "Антрепризы Михаила Козакова", то пока, естественно, не знаю, что получится. Премьера состоится у нас, прежде всего потому что я хотел помочь своим артистам _ Анне Алексахиной и Сергею Мигицко, которые заняты в спектакле "Сублимация любви". Конечно, приятно видеть на нашей сцене и таких мастеров, как Олег Басилашвили и Михаил Козаков. Буду счастлив, если наш союз принесет успех артистам и, соответственно, театру.

_ Ваша первая работа в качестве главного режиссера _ "Любовник"

Пинтера на малой сцене _ имеет и коммерческий успех. И популярности Алексахиной с Мигицко спектакль тоже прибавил.

_ Да, на "Любовника" билеты раскупаются. Мне кажется, что Пинтер вообще не абсурдист в чистом виде. Он ближе к Чехову. И мы, как мне представляется, нашли к нему некий ключ, который дает возможность прочитать пьесу любому зрителю _ и искушенному, и впервые попавшему в театр.

_ Вас как режиссера привлекает малая сцена. Лучшие спектакли минувшего сезона появились именно там. Теперь Юрий Бутусов переносит в Театр Ленсовета свой весьма удачный спектакль "В ожидании Годо", поставленный в театре "На Крюковом канале", и тоже в камерное пространство (зрители будут сидеть на сцене, рядом с актерами). Но для кассы малая аудитория _ сплошные потери. Вас как директора это не пугает?

_ Потери, конечно, есть. Новая генерация режиссеров вообще предпочитает малую сцену. В результате утрачивается умение ставить спектакли на большой сцене. Есть потери и чисто финансовые: меньше публики, меньше денег. Однако малая сцена не может мешать. Она заставляет искать новые формы. Создает дополнительный интерес к театру. Успех на малой сцене всегда отраженным светом падает на большую сцену. Малая сцена _ это катализатор. В Бишкеке я первым делом занялся созданием малой сцены, и первый успех был там, а уж потом люди потянулись к театру, захотели узнать, что там происходит.

_ У Театра Ленсовета репутация давно сложившаяся. За этот сезон вы ее упрочили "Войцеком" (я считаю эту работу Юрия Бутусова одним из лучших спектаклей года), а к большой сцене публика "Дамы с камелиями"

еще не хлынула. Более того, я наблюдала, как народ стройными рядами уходил со спектакля Клима "Близится век золотой". Значит ли это, что надо выбирать между коммерческим и художественным результатом?

_ В театре происходит так: когда читаем пьесу на первой репетиции, все полны надежды на успех. Потом во время репетиций наступает период, когда все приходят к мысли о неизбежности абсолютного провала.

К моменту премьеры крайности сглаживаются. И побеждает либо тот, либо другой вариант. В редких счастливых случаях художественный и коммерческий успех совпадают. Есть один рецепт на все времена _ надо слышать, чувствовать зал. Пытаться уловить, что носится в воздухе, без чего сегодня люди не могут обойтись...

_ Так без чего?

_ Хотя время другое, чем то, когда я ставил "Даму с камелиями", цинизм крепчает, но все равно без любви не обойтись. И я сейчас ставлю спектакль о любви и о цинизме. Это "Король, дама, валет" по Набокову.

Впрочем, разговор наш с вами опасный. Успех, как я уже говорил, вещь иррациональная. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.

Беседу вела Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]