[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 231(1656), 3 декабря 1997
SPb Ved gerb

Мать игуменья велела...
Выставка "Монастыри России. Искусство и традиции" продлится в Русском музее до конца года, а может быть, и дольше Она обошлась музею в 35 тысяч долларов. Деньги немалые, но администрация музея убеждена, что выставка того стоит и себя оправдает.

Где еще можно увидеть столько уникальных икон, рукописных и старопечатных книг, предметов церковного убранства, представляющих нам малоизвестные страницы художественной культуры русских монастырей XII _ XX веков.

Необычно оформление выставки. Декораторы "Ленфильма" и архитекторы попытались воссоздать в музейных залах корпуса Бенуа элементы храмовой архитектуры, "построили" монастырские ворота, трапезную, келью... Пространство выставки озвучено, световые эффекты создают ощущение движения времени, смены утра, дня и вечера.

Зрителям выставка нравится. Ее авторам удалось создать атмосферу церковной обители прошлого с ее размеренным укладом жизни и вечными, отстоявшимися во времени ценностями.

Кому не хочется сегодня оставить ненадолго за спиной промозглый уличный холод, нескончаемые заботы, "бросить все и уйти в монастырь"?

Так просто переступить порог и оказаться в обители, где люди молились, писали иконы, книги и музыку, жили. Здесь можно присесть на деревянную лавку за длинным столом в "трапезной" и вглядеться в лица основателей монастырей на портретах. Под их строгими взглядами почему-то на память приходят не только длинные посты, но и меню обедов, подававшихся в XVII веке: уха из стерляди, икра, стерлядь паровая, белужина, пироги долгие...

На пороге монастырской кельи легко вообразить, в какой обстановке были написаны рукописные книги XIV _ XV веков, принадлежавшие святому Кириллу, основателю Кирилло-Белозерского монастыря.

Судя по огромной карте, монастырей в России было множество. Выставка рассказывает о немногих, по преимуществу северных, на материале из фондов Русского музея. Это Кирилло-Белозерский, Успенский, Соловецкий... Впервые посетители выставки могут увидеть полные иконостасы Успенских соборов Кирилло-Белозерского и Тихвинского монастырей. Никогда прежде не показывались вместе серебряная крышка раки Александра Свирского из основанного им монастыря, украшенный жемчугом ее покров, икона, стоявшая у подножья, две серебряные лампады, висевшие над гробницей святого.

В свое время церковные обители были в большой чести, русские цари и великие князья: Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Темный и другие _ считали своим долгом делать им подарки. Для Александро-Свирского монастыря вышивались покровы в мастерских царицы Евдокии и Ирины Годуновой. Плащаницу "Положение во гроб" подарила Кирилло-Белозерскому монастырю княгиня Евфросиния (Евдокия) Старицкая. Весь ее древний род уничтожил Иван Грозный. Княгиня основала небольшой монастырь, где монахини были заняты исполнением великолепного шитья ("Мать игуменья велела у ворот монастыря не болтаться зря").

Нельзя не упомянуть еще одну женщину, чьими руками вышивали церковные покровы _ Соломонию Сабурову. С ее именем связана слава Покровского монастыря. В эти стены ее заточил муж _ царь Василий III, отец Ивана Грозного. После двадцати лет супружества он обвинил жену в бесплодии и удалил с глаз долой. С легкой руки Василия III Покровский монастырь превратился в место заточения опальных цариц и княжен. Их руками золотом, серебром и шелком вышивались церковные покровы.

Уникальное шитье мы не видели на выставках почти двадцать лет. Из соображений сохранности любоваться шитыми иконами, покровами, облачением можно только сквозь стекла витрин.

Уникальные экспонаты, показанные на выставке, в большей их части оказались в музейном хранении в двадцатые годы, после закрытия монастырей. В то время ученые, реставраторы собирали их, стремясь спасти для грядущих поколений. Директор Русского музея Владимир Гусев убежден, что эта выставка не вызовет конфликта с церковью. Бесспорно, эти иконы, книги, шитье и другие ценности остаются не только церковными реликвиями, но и памятниками русской культуры.

Людмила ЛЕУССКАЯ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]