[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 221(1646), 19 ноября 1997
|
Слияние верфей _ проект или прожект?
Ведущим судостроительным предприятиям Санкт-Петербурга необходимо объединиться в одну компанию. Наша газета сообщала примерно два года об этой идее, а во вторник разработчик проекта _ ЦНИИ технологии судостроения ей посвятил пресс-конференцию. По проекту, объединив цеха Балтийского завода, Адмиралтейской и Северной верфей в одном месте, новое производство можно расположить на половине площадей АО "Северная верфь". При этом, ныне существующие мощности останутся прежними. Освободятся 150 гектаров земли, прилегающей к историческому центру. Необходимо ли это городу?
Журналистам сообщили, что в российском судостроении трудоемкость намного выше, чем в развитых странах. По расчетам, через 10 _ 15 лет без модернизации существующая технология производства станет неконкурентоспособной. Отрасль не развалилась окончательно только за счет дешевой рабочей силы. На трех заводах трудятся порядка 16 тысяч человек, наблюдается утечка кадров, хотя производственные заказы поступают и довольно крупные, но продукция западных и японских фирм хотя не превосходит нашу по качеству, все же дешевле. Так что без модернизации конкуренцию не выдержать. Расчеты показали, что если реконструировать заводы по отдельности, то каждому потребуется по 500 _ 600 миллионов долларов, а при их объединении _ всего 650 миллионов. В результате за 3 _ 5 лет должна создаться новая высокотехнологичная "Компакт-верфь", в которой трудоемкость и цикл постройки судов сократятся в 3 раза. Компактность производства будет заключаться в том, что металл с единого склада поступит в цех, где произойдет первичная обработка, затем _ на поточные линии изготовления корпусных конструкций, далее _ окончательная сборка и комплектация завершатся в доке. Новое производство предполагается оснастить современным по международным стандартам оборудованием. На верфи предполагается применять разработки института, о сути которых на пресс-конференции не говорилось, но сообщалось, что они превосходят западные. Численность рабочих предполагается уменьшить до 2,5 тысячи человек. На переобучение и трудоустройство тех, кого сократят, планируется выделить 50 миллионов долларов из общей суммы реконструкции.
Остается открытым вопрос с объединением собственности и распределением акций. Адмиралтейский завод является государственным предприятием, а Северная верфь и Балтийский завод _ акционерными обществами, контролируемыми "ОНЭКСИМбанком". Пока предполагается создание акционерного общества с долей государства около 20 процентов.
Капиталовложения в модернизацию и объединение планируется окупить в течение 7 _ 8 лет за счет сдачи в аренду или продажи освободившихся земель стоимостью порядка 800 миллионов долларов, формировании портфеля заказов, которые уже на третий год после начала объединения должны приносить прибыль.
По словам директора ЦНИИ технологии судостроения Владимира Горбача, проект получил поддержку в экспертных институтах Москвы. Комиссия Министерства экономики решила внести его в формирующуюся государственную программу конверсии оборонного комплекса. Идею поддержало правительство Санкт-Петербурга. На следующей неделе должно состояться подписание документов на Межведомственной комиссией, при положительном решении которой проект будет направлен на утверждение Виктору Черномырдину.
Сама идея объединения заводов для развития промышленности и инфраструктуры города выглядит довольно привлекательной. Однако мнения о необходимости реструктуризации (объединения) неоднозначные. Не совсем понятна позиция директоров заводов и неизвестна точная стоимость строительства новой верфи. По некоторым оценкам, она составляет порядка 1,5 миллиарда долларов. Поэтому неясно, что выгоднее _ вкладывать инвестиции в "Компакт-верфь" или повышать эффективность производства существующих заводов.
Игорь КУРНЫГИН