[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 216(1641), 12 ноября 1987
SPb Ved gerb

Дышать или не дышать?
Если еще нет законодательства, заставляющего автомобилистов беречь природу Одна из парадоксальных странностей нынешнего российского бытия состоит в том, что за годы экономического спада и обнищания людей резко возросло количество автомобилей. Результатом этого можно гордиться: по плотности автомобильных пробок на центральных магистралях Петербурга мы скоро догоним столицы самых развитых стран. Есть и другое достижение: выхлопы от автомобильных двигателей сделали воздух в нашем городе, говоря казенным языком, непригодным для пользования. То есть дышать им вообще-то можно, однако, судя по цифрам, свидетельствующим о степени загрязнения воздуха, дышать не рекомендуется.

Лучшие умы в разных странах мира бьются над проблемой снижения токсичности автомобильных выхлопов. Кое-что уже удалось сделать. Придуманы разнообразные фильтры, катализаторы, системы дожига выхлопных газов и прочее. Зарубежные автомобильные компании чуть ли не на первое место среди достоинств своей продукции ставят экологическую чистоту и безопасность, хотя надо понимать, что в основе этой их заботы о природе и людях лежит суровое законодательство, принятое в ряде государств.

Недавно автор этих строк случайно познакомился с человеком, которому, по нашим понятиям, привалило счастье. Человек этот был в Германии в гостях у своего друга и получил в подарок автомобиль. И теперь он регистрировал в ГАИ эту вполне приличную на вид иномарку и рассказывал: "Машина выпущена в начале 80-х, и на ней нет никаких фильтров и катализаторов. По тамошним законам эксплуатировать ее нельзя, и приятель собирался отправить машину на свалку. А тут я приехал..."

Нашему соотечественнику разрешили совершить последний пробег по дорогам Германии до границы, чтобы он скорее уехал в Россию, где разрешено все, что не запрещено.

В самых свободных и демократических странах строжайше запрещено выпускать и эксплуатировать автомобили с выхлопом, токсичность которых выше установленного предела; там жестоко штрафуют за нарушение экологического законодательства; туда просто не разрешен въезд российским автомобилям. А у нас зато все можно.

Тут читатель, если он сознательный автомобилист или пешеход, вдоволь надышавшийся на городских улицах угарным выхлопом, воскликнет: "Где эти фильтры, катализаторы и прочее?! Дайте нам их!". И я спокойно отвечу: "Возьмите, пожалуйста. В нашем городе, на Сталепрокатном заводе".

Сообщаю об этом отнюдь не в целях рекламы, а исключительно ради того, чтобы логично продолжить историю отечественного разгильдяйства.

Пять лет назад питерский Сталепрокатный завод получил от государства за счет конверсионного кредита деньги на строительство цеха. Изготавливать в этом цехе решили так называемые блочные катализаторы, которые устанавливаются в глушителях автомобилей и снижают токсичность выхлопа. Вместе с учеными провели необходимые исследования и разработки, в результате чего сталепрокатчики получили технологию изготовления металлической ленты с платиновым покрытием _ основу этого самого катализатора. Затем были долгие испытания, и они показали, что новшество на 90 и более процентов очищает автомобильный выхлоп от сажи, угарного газа и прочих вредных компонентов. Кроме того, выяснилось, что эта отечественная новинка лучше приспособлена к российскому климату и дорогам, чем зарубежные аналоги, и даже дешевле их.

Мало того, Сталепрокатный завод предложил автомобилистам не полуфабрикат _ металлическую ленту, а договорился с Ижорским заводом о поставках автомобильных глушителей, чтобы оснащать их своими катализаторами и выпускать конечный продукт. На этом все наши достижения в области снижения загазованности атмосферы пока заканчиваются.

Разумеется, мы все _ за чистоту окружающей среды и за всяческую охрану человеческого здоровья, но мне очень хотелось бы увидеть того автомобилиста, который первым прибежит на Сталепрокатный завод, чтобы купить новый глушитель для своей машины. И того руководителя, который первым решит оснастить ими сотню-другую автобусов или грузовиков на вверенном ему предприятии, заплатив за это немалую сумму. И того чиновника, который первым решит вопрос о перераспределении средств в статьях городского бюджета, чтобы затраты по программе "Чистый город"

обернулись экономией денег по каким-то иным статьям.

Начиная строительство цеха и выпуск новой продукции, никто не задумался о том, как эта продукция будет овладевать массами. У нас нет ни федерального, ни местного законов, которые бы обязывали государственные ли организации, частные предприятия или отдельных граждан платить в данном конкретном случае за сбережение здоровья и природы. Нет соответствующей основы для взимания штрафов за автомобили, не оснащенные тем или иным фильтром. Нет даже элементарной системы исполнения того единственного экологического требования, что заложено в действующие правила дорожного движения, _ уровень содержания СО.

Уже несколько месяцев по комитетам городской администрации бродит проект распоряжения, которое называется так: "Об оснащении автотранспорта Санкт-Петербурга устройством для очистки отработанных газов".

Но даже когда губернатор его подпишет, проблема не будет решена. Предусматривается всего лишь подготовить предложения, разработать графики внедрения новшества, изготовить в будущем году 200 штук катализаторов (завод уже сейчас способен делать их тысячи и тысячи), провести конкурс на лучшее устройство такого рода (Сталепрокатный завод _ единственный в России и СНГ, имеющий такую технологию, естественный монополист, так сказать).

Но даже и эти робкие шаги, судя по всему, даются с огромным трудом. Недавно я поинтересовался у одного ответственного работника городской администрации ближайшими перспективами внедрения катализаторов. С каким-то отчаянием в голосе он воскликнул: "Помогите! Помогите хоть как-то подтолкнуть это дело".

Я далек от мысли призывать к тому, чтобы в кратчайшие сроки оснастить все городское и областное автомобильное полчище "устройствами для очистки отработанных газов". Даже ремни безопасности появились в автомобилях не вдруг и не в результате всеобщего законопослушания. Годы понадобятся на то, чтобы катализаторы стали непременной частью каждого автомобиля и чтобы затраты на них воспринимались людьми как естественная необходимость. Однако пока еще на петербургских улицах хоть как-то дышится, начинать движение к этому состоянию надо сегодня. С создания законодательной базы. С пропаганды экологически чистых автомобилей. С введения каких-то стимулов для энтузиастов этого движения, а не со штрафов _ это успеется. Да и грех нашему городу упускать определенную экономическую выгоду, коли заполучили мы уникальную технологию и производство, которое может удовлетворить потребности многих автомобилистов страны.

Ян СТРУГАЧ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]