[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 213(1638), 5 ноября 1997
SPb Ved gerb

Двуликий Янус
Поучать, развлекая или развлекать, поучая _ эта дилемма сопутствует театру на протяжении всей его истории. Со времен Еврипида и Аристофана, когда трагедия и комедия существовали в первозданной чистоте жанра, не утихают споры о задачах сценического искусства. Философское осмысление мира и потешное зрелище на грани (а то и за гранью) пристойности, казалось бы, _ "две вещи несовместные". Между тем зрители (с античных времен и до наших дней) этого противоречия не замечают, для них главное _ магия таланта, заставляющая плакать или смеяться. И старинная эмблема театра _ трагическая и комическая гримасы на двух масках _ скрывает одно лицо театрального божества.

За 25 веков двуликий Янус обогатил и разнообразил свою коллекцию масок настолько, что зритель частенько оказывается в растерянности: как быть _ плакать или смеяться. Кроме того, с помощью кино и телевидения создана столь мощная индустрия развлечений, что театру с ней тягаться не по силам. И все же чистота жанра еще встречается на наших сценах. Две недавние премьеры петербургских театров могут служить дому примером.

"Сторож" Г. Пинтера в Театре на Литейном поставил молодой режиссер Юрий Бутусов. Пьеса английского драматурга, классика театра абсурда, написанная в 1960 году, прозвучала сейчас неожиданно остро и современно. Тему тотального одиночества людей, отторгнутых чуждым и враждебным для них обществом, режиссер решает как сделанную с натуры зарисовку нашей сегодняшней действительности. Вместе с актерами он находит абсолютно точные социально-психологические мотивировки абсурдного поведения персонажей. Истинное наслаждение для знатоков _ следить, как купается в роли Семен Фурман (долгое время бывший в творческом простое), создавая причудливую вариацию на тему горьковского Луки из "На дне" в абсурдистском ключе. Под стать ему оказались и молодые Сергей Мосьпан и Михаил Трухин.

Спектакль играется для зрителей, сидящих прямо на, число мест сведено к минимуму, да он и рассчитан исключительно на тонкого ценителя театральных яств. Тем не менее, билеты распроданы на несколько недель вперед.

А перед премьерой в Театре имени Ленсовета "Сублимации любви"

(спектакль "Русской антрепризы" Михаила Козакова) билеты покупали с рук. Сам видел, как выкладывали по 150 тысяч за пару билетов на балкон _ цены для петербургского спектакля запредельные. Здесь с самого начала ставка на массового зрителя. Хорошо сделанная пьеса из итальянской жизни, эффектные декорации, роскошные костюмы, звездный актерский состав. Я смотрел этот спектакль почти сразу после "Сторожа" и настроен был ворчливо-воинственно. Тем более что свежа еще была в памяти режиссерско-актерская неудача М. Козакова в "Чествовании". И что вы думаете, уже через несколько минут действия предубеждение исчезло. Так замечательно попал "в цвет" роли стареющего респектабельного депутата парламента (и по совместительству лжедраматурга) Олег Басилашвили. Так великолепен был Сергей Мигицко в роли непризнанного гения, фанатика театра, живущего жизнью своих персонажей. Так ослепительна хороша была Анна Алексахина, изображавшая кокетливую великосветскую даму, мечтающую об "интеллектуальном оргазме".

Режиссер, вслед за драматургом, балансировал на грани милой пошлости и веселой непристойности, но ни разу не сорвался. Более того, заявленная в начале живописная цитата (знаменитая картина Ватто "Комедианты") к концу спектакля разрослась до яркой сценической метафоры, изящно обыгранной актерами.

Вслушиваясь в гром аплодисментов, я все пытался понять, чем они отличаются от тех, которыми награждали "Сторожа". Должны же они чем-то отличаться, более контрастные спектакли трудно себе представить. Но разницы не было. Двуликий Янус еще раз доказал, что любой из своих масок (если под ней подлинное лицо театра) может заставить зрителей не жалеть ладони.

Владимир ПОЛУШКО На снимках: Сцена из спектаклей "Сторож" и "Сублимация любви".

Фото Г. МАРКИНА и В. ВАСИЛЬЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]