[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 213(1638), 5 ноября 1997
|
"Янки", напугавший Америку,
или Корабль, который повернул историю Это произошло тридцать лет назад...
Похожи на фантастику рассказы о тех днях, когда американские генералы размечали цели для атомных бомбардировок на территории СССР, нимало не боясь ответного удара, а советские, надеясь хоть как-то зацепить коварного супостата, _ планировали десант на натовские базы в Гренландии, чтобы оттуда бомбить Соединенные Штаты. Однако так было.
Более того, лет двадцать с начала холодной войны Советский Союз находился в весьма незавидном положении. Случись большой конфликт _ вся территория страны могла быть подвергнута ядерному удару, а возмездие оставалось проблематичным. Советское оружие едва ли могло поразить "врага номер один" _ Америку, слишком далеко она была.
Но ровно тридцать лет назад, 5 ноября 1967 года, военно-морской флот СССР получил новый корабль. Это был первый отечественный ракетный подводный крейсер стратегического назначения, подобные субмарины зарубежная пресса окрестила "убийцами городов" и "стирателями континентов".
Названия подходящие _ даже первые корабли этого класса несли на борту разрушительную силу, способную уничтожить без малого сто Хиросим. С появлением этих кораблей о стратегическом превосходстве Америки, которую Советский Союз не догнал, даже создав атомную бомбу и первым прорвавшись в космос, можно было забыть.
США, поняв, что отныне на берега Гудзона, Миссисипи или Потомака в любой момент могут градом посыпаться "ракеты Октября", стали сговорчивее. Через пять лет после рождения ракетоносца великие державы подписали соглашение об ограничении стратегических вооружений, переговоры по которому до этого безнадежно буксовали.
Запоздалый ответ "Вашингтону"
Корабль, оказавший столь заметное влияние на дипломатию, и в конечном счете на устройство современного мира, строила практически вся страна, от Дальнего Востока до Украины. На закладной доске, спрятанной в его стальное брюхо, так и было написано: "Народы Советского Союза строят подводную лодку для защиты социалистической Родины".
И все-таки по справедливости надо признать, что основной вклад сделали десятки тысяч ученых, инженеров, рабочих Ленинграда и Северодвинска _ городов, связанных между собой как душа с телом, тысячами зримых и невидимых нитей.
Изощренный человеческий ум на берегах Невы рождал передовую технику. Работали КБ "Рубин" и многие известные сейчас, а прежде наглухо закрытые институты _ Крыловский, "Союзпроектверфь", "Прометей", НПО "Аврора"_ всех не перечислишь.
Искусные руки северодвинцев, трудившихся на крупнейшей верфи Европы _ "Северном машиностроительном предприятии", воплощали чертежи и идеи в железе.
Конструкторы и заводчане называли корабль "заказом # 420", на флоте ему присвоили сначала порядковый номер К-137, а потом и собственное имя _ "Ленинец".
Американцы окрестили новую лодку на свой манер _ "Янки". Был именно в таком наименовании двойной смысл, указание _ дескать, в Советском Союзе не создали оригинальный корабль, а скопировали американский подводный ракетоносец "Джордж Вашингтон", появившийся восемью годами ранее.
На все обвинения в воровстве идей, завуалированные и недвусмысленные, нашим оставалось лишь отмалчиваться. История корабля до сих пор фактически запрятана под разными грифами от "ДСП" до "Совершенно секретно". Один из участников тех событий написал воспоминания _ пять томов. Труд немедля засекретили и упрятали в сейф. Там он лежит уже пятнадцать лет, сейчас четыре книги дают полистать, а одну до сих пор скрывают.
И все же накануне юбилея, который пусть скромно, но будет отмечаться в нескольких городах страны, люди, создававшие лодку, поделились с нами некоторыми, прежде малоизвестными подробностями о своей работе.
Конструкторы и политика У корабля была сложная история, начало ее надо искать еще в пятидесятых годах. Хрущев верил в ракеты и подводные лодки. Следуя этой вере, он сокращал армию и приказывал отправить на переплавку недостроенные крейсеры. Ракетные подлодки _ вот что, по мнению первого секретаря ЦК КПСС, должно было составить ударные силы флота.
Ракеты для советских субмарин создавали два конструктора. Баллистические _ Виктор Петрович Макеев, крылатые _ Владимир Николаевич Челомей. Хрущев особо выделял последнего. Владимир Челомей был на десять лет старше Макеева (которого снисходительно называл "юным пионером"), в нем сочетались выдающийся талант ученого и конструктора, сильный характер и умение опытного интригана. У него, что также немаловажно, работал сын Хрущева.
Короче, Челомей имел большое влияние на первого человека в государстве и, пользуясь этим, энергично и небезуспешно проталкивал свою идею вооружения подводных лодок крылатыми ракетами. Был момент, когда конструкторские бюро были практически полностью заняты этими проектами.
Вместе с тем к 1960 году у Соединенных Штатов было уже три шестнадцатиракетных субмарины типа "Джордж Вашингтон". Советские кораблестроители и моряки немедленно дали им прозвища "Джорджик" и "Иван Вашингтон". Однако иных козырей, кроме здорового юмора и нескольких небольших ракетоносцев (за рубежом их называли "Хотель") _ с тремя ракетами, стрелявших относительно недалеко, да и то из надводного положения, у СССР в ту пору не было.
Первое же столкновение со Штатами на грани фола _ Карибский кризис _ окончилось позором. Советский флот пытался было тряхнуть "мышцей бранной", но зрелище вышло печальное. На уже спущенных на воду "Хотелях" происходила авария за аварией.
"Буквально бедствие было, _ вспоминает главный конструктор стратегических ракетоносцев академик Сергей Никитич Ковалев (ЦКБ "Рубин"), _ текли парогенераторы, текли холодильники и практически боеготовность этих лодок была под вопросом". Командующий Северным флотом адмирал Чабаненко крыл ученых отборным матом, но толку с этого было мало.
К походу оказалась готова лишь лодка К-40 капитана второго ранга Вадима Березовского (впоследствии ставшего первым командиром К-137).
"Пошли мы в одну из бухт, загрузились тремя ядерными ракетами и с заведенной установкой стояли, ждали приказа, _ вспоминает он. _ Приказа не было. Почему _ мы не знаем". По словам Березовского, его поход все равно едва ли бы имел сколько-нибудь серьезный эффект: боевая операция означала смерть.
"Подготовка к ракетному старту занимала очень много времени, _ поясняет он. _ Всплытие, обсервация, успокоение компасов _ где-то час двадцать _ час тридцать. Это чудовищно долго, тем более для надводного положения. Лодка была бы точно обнаружена, даже перед всплытием..."
Позор для страны вышел немалый. Приходилось наверстывать упущенное. Спустя несколько месяцев, в 1963 году, был заложен будущий "Ленинец", подводный корабль, несущий 16 баллистических ракет конструкции В. П. Макеева.
Гонка Генеральная линия формулировалась в двух словах: "Догнать и перегнать". Этим определялось если не все, то многое.
Корабль строился в бешеном темпе. Специалистов, при необходимости, в считанные часы, в любое время суток вызывали из другого конца страны _ и это считалось нормальным.
Помощник ответственного сдатчика Владимир Бунчуков вспоминает: "Почти все оборудование было новое и почти все поставлялось с опозданием. А срок сдачи никто не отодвигал. Естественно приходилось крутиться. Круглосуточно. Бывало время _ по полчаса стоишь у люка, а из лодки не выбраться, все народ идет. До восьмисот человек работали одновременно. Главный конструктор, Сергей Никитич Ковалев часто появлялся, он во все вникал. Без него и его специалистов нам было бы очень трудно".
Появилось решение: корабль должен быть сдан к пятидесятой годовщине революции. "Эту тему особо прорабатывали по всем цехам, все время на парткомах стращали, что корабль строится под контролем ЦК", _ рассказывает инженер Григорий Павлюк. Наряды на срочную работу стали помечать красной чертой из угла в угол...
Чуть позже был введен невиданный прежде метод поощрения _ передовых рабочих стали принимать в партию... под водой, во время испытаний корабля. "Погрузились, помню, метров на двести пятьдесят, _ говорит мастер Георгий Евтюков, тут нас и приняли. Особая честь была _ на первой лодке, в море..."
На ходу приходилось вносить многочисленные изменения в проект. Изменения поступали постоянно. Корабелы даже сложили анекдот: "Украли американцы чертежи новейшей советский подлодки, построили, а она затонула. Стали предъявлять претензии: "Как так? А им отвечают: "Что же вы взяли только проект, надо было еще и комплект изменений к нему прихватить".
_ Все таки мы были поставлены в очень трудные условия, _ говорит академик Ковалев. Даже по сравнению с самолетостроителями, к примеру.
Самолет принимается в серию после того, как головная машина проходит длительные испытания. Буквально годами вносятся всякие коррективы в документацию. А у нас не та ситуация. Мы не можем головную лодку построить, а потом пять лет ее испытывать. Поэтому мы как только чертежи сделали, сразу же запускали серию, и у нас даже часто бывало, что серийная лодка обгоняет по срокам строительства головную.
Даты из записной книжки контр-адмирала Вадима Березовского говорят сами за себя: 25 июля 1966 года: лодка выведена из цеха в сухой бассейн.
11 сентября 1966 года: лодка спущена на воду.
6 декабря 1966 года: окончание швартовых испытаний.
На испытания в море одновременно выходили до четырехсот человек, команды и специалистов, при том что экипаж корабля составлял сто семьдесят человек. Спали где придется, в несколько смен.
В конце мая 1967 года лодку посетили Брежнев и Косыгин. К их визиту готовились особо. Вот что рассказал контр-адмирал Березовский: _ Незадолго до приезда Брежнева у нас были Главком военно-морского флота Сергей Георгиевич Горшков и секретарь ЦК КПСС, курировавший военно-промышленный комплекс, Дмитрий Федорович Устинов.
Горшков прошел в центральный пост, огляделся и спросил: "А где же командирское место?" Я говорю: "Везде". Обвел вокруг себя рукой. Он говорит: "Нет, это не годится. Надо, чтобы командир имел определенное место". Тут же был Сергей Никитич. Горшков говорит: "Вот здесь вот установите авиационное кресло для командира". Ковалеву идея понравилась. И буквально через неделю появилось кресло _ впервые на наших лодках.
Устинов долго беседовал о характеристиках корабля, о том, как подготовлена команда. Потом пригнулся к столу, чтобы окружающие не слышали, и с сожалением говорит: "А вот как ты считаешь, не мала ли дальность наших ракет _ две с половиной тысячи километров?" А я отвечаю: "Чтобы поразить ракету, нужно определенное время _ чтобы ее обнаружить, просчитать траекторию, заложить данные в противоракету и запустить ее. Это можно сделать по отношению к межконтинентальным баллистическим ракетам, которые засекаются спутниками при старте, а к нашим _ невозможно".
Устинов ничего не сказал. Такое было впечатление, что он проверял: можно ли мне доверить общаться с Брежневым.
29 июня 1967 года вышел приказ о подъеме на ракетоносце флага.
9 июля 1967 года флаг был поднят и лодка вышла на ходовые испытания.
9 сентября 1967 года с лодки впервые была выпущена ракета. Старт оказался удачным.
_ Макеев был счастлив, _ говорит Березовский. _ Этот суровый человек начал улыбаться до ушей, стал разговорчивым, оживился.
...А тем временем в гигантском цехе "Севмашпредприятия", цехе, под крышей которого легко разместились бы несколько двадцатиэтажных домов, уже стояли в строительных лесах новые подводные корабли. Темп строительства был рекордно высок. За три года _ с ноября 1967-го по декабрь 1970-го Северный флот получил шестнадцать новых ракетоносцев.
Это был невиданный военно-технологический рывок.
И "Янки" свою задачу выполнили. Вот что пишет об этом адмирал Игорь Касатонов: "...создание группировок ракетных подводных лодок на Атлантике и Тихом океане заставило руководство США осознать, что нельзя теперь рассчитывать на безнаказанность первого ядерного удара по объектам нашей страны. В любом варианте начала ядерной войны, даже если противолодочные силы США будут способны отследить часть наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения и с началом войны уничтожить их, то оставшиеся подводные лодки, находясь в своих районах, способны использовать свое грозное оружие и с подлетным временем 20 минут все же нанести ядерный удар по части наземных объектов, что уже было неприемлемо для США.
...Появление в системе Вооруженных Сил страны группировок подводных ракетных крейсеров стратегического назначения побудило руководство США принять целый ряд мер, направленных на противодействие этой грозной силе.
Это прежде всего _ принятие Национальной программы (наряду с Национальной программой полета на Луну) создания океанской системы дальнего гидроакустического наблюдения (СОСУС). Было принято также решение о создании системы ПРО национальной территории, включающей в том числе и развертывание постов радиолокационного наблюдения по восточному и западному побережью США. Ориентировочная стоимость создания и развертывания системы СОСУС _ свыше 200 млрд долларов, Национальной системы ПРО _ около 500 млрд долларов. Трудно, да и нет необходимости оценивать эти расходы с точки зрения экономии средств".
Владимир ХОЗИКОВ С.-Петербург _ Северодвинск Материал подготовлен при содействии Морского технического университета Фото из архива редакции.