[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 212(1637), 4 ноября 1997
SPb Ved gerb

Воронье
Оно кружит сегодня над одним из лучших заводов России Строители собственного счастья Видел бы великий Альфред Нобель, что стало с его детищем _ знаменитым на весь мир заводом "Русский дизель"! Мертвые цеха, отключены электричество, телефоны, отопление. Затопал бы, наверное, старик ногами от гнева: как допустили?! Кто прохлопал?!

Однако, внимательно присмотревшись, он с удивлением обнаружил бы людей, для которых все эти "временные трудности" _ просто манна небесная.

Вот сидит в своем просторном кабинете с отключенным светом и телефонами генеральный директор "Русского дизеля" Евгений Павлович Яшин.

Судя по коллективному письму, направленному работниками "Русского дизеля" на имя президента России, собственное благополучие Яшина по мере ухудшения ситуации на заводе даже несколько улучшается. Говорится в письме, в частности, о том, что имеет он, к примеру, возможность подлечить сердечко в Германии, заплатив за это 60 тысяч долларов. Каждый год по месяцу отдыхает за границей. Ежемесячно отбывает в заграничные командировки, на которые только в прошлом году вынул из заводской кассы около 800 миллионов рублей. Не забывает и о близких людях. В 1994 году, к примеру, подарил сыну от первого брака, 28-летнему Алексею Евгеньевичу, автомашину "Вольво Ф-12" с полуприцепом, которая обошлась заводу в сумму около 100 тысяч долларов. Кстати, и сам Алексей Евгеньевич числился сотрудником завода и исправно получал там зарплату до декабря прошлого года _ как раз до того момента, когда ее вообще перестали платить.

В позапрошлом году Евгений Павлович построил себе чудный домик во Всеволожске _ с подъездной дорогой, баней, теплицами с электроподогревом земли. По подсчетам областной налоговой полиции, общая стоимость работ составила чуть меньше 50 миллионов рублей. Но Яшину все это удовольствие обошлось всего в 5 миллионов. Кто же оплатил остальное?

В начале 1990 года при государственном предприятии "Фирма "Русский дизель" создается хозрасчетное подразделение _ арендное предприятие Строительное управление "Русский дизель" (АП СУ). Возглавил его Зенюс Казевич Юшка. Именно он способствовал тому, чтобы на свет появился вышеупомянутый баснословно дешевый и сказочно уютный домик. Не забыт был и очень нужный человек _ в Москве на средства "Русского дизеля" и силами его работников, сообщают президенту работники завода, вырос дом-сказка для бывшего заместителя председателя Госплана СССР, курировавшего строительство Ленинградского дизельного завода во Всеволожске, Ю. И. Матькина.

В числе 17 сотрудников АП СУ был и сын Юшки Евгений Зенюсович, которому в позапрошлом году любящий папаша продал за 29 миллионов рублей автомобиль "Вольво-940", приобретенный АП СУ за 157,4 миллиона.

Не обижен был сынок и деньгами _ за 1995 год он заработал в АП СУ 185 миллионов рублей, переплюнув даже папу, которому досталось всего 158 миллионов.

В то же время проверка налоговой полиции установила, что только за четвертый квартал 1995-го и 6 месяцев 1996 года АП СУ недоплатило в бюджет в виде налогов 460,2 миллиона. За различные финансовые нарушения АП СУ было оштрафовано на 2 миллиарда рублей. Е. П. Яшин реагирует на это своеобразно: вместо того чтобы примерно наказать того, кто наносит столь чувствительные удары по тощему заводскому бюджету, он назначил его исполняющим обязанности директора строящегося Ленинградского дизельного завода (подробнее о нем _ речь впереди). То есть дал возможность тратить деньги с гораздо большим размахом, чем при строительстве частных коттеджей.

Результат не замедлил сказаться: долг "Русского дизеля" перед АП СУ возрос с 946,4 миллиона рублей в июне 1996 года до 12 миллиардов в январе 1997-го. Деньги эти, вероятно, приходятся с предприятия за два и наполовину не построенных здания на территории ЛДЗ, которые на бумаге числятся как сданные.

Семейный подряд Где заканчивает свой путь денежная речка, направляющаяся в АП СУ, определить несложно. Предусмотрительный Юшка позаботился о том, чтобы денежки попали в надежные руки. В феврале 1995 года было создано некое ЗАО "Строитель", одним из учредителей которого стало АП СУ. В качестве оплаты акций АП СУ внесло земельный участок во Всеволожске с расположенным на нем трехэтажным особняком рыночной стоимостью 150 тысяч долларов, который был оценен самими учредителями ЗАО в 3485000 рублей (что эквивалентно примерно 622 долларам). Впоследствии этот домик-пряник был продан за 89 миллионов рублей (цена среднего качества однокомнатной квартиры в Петербурге) главному бухгалтеру АП СУ и ЗАО В. В.

Сергеевой. После этого АП СУ, как отыгравшее свою роль, из состава учредителей "Строителя" вышло, продав свои акции все за те же 3485000 рублей Юшке-старшему и дочери главбуха. А вскоре после этого АПСУ вообще начало процесс ликвидации, обрывая тем самым прямую связь между ЗАО "строитель" и "Русским дизелем".

ЗАО "Строитель", таким образом, оказалось ничем формально не связанным с "Русским дизелем". Кроме, разве что, семейных уз. Ведь среди его учредителей дочь Яшина Т.ЪЕ.ЪБакунина, отец и сын Юшки, мать и дочь Сергеевы. Остальные _ крайне необходимые люди: вышеупомянутый Ю.

И. Матькин и помощник заместителя главы администрации Всеволожского района М. А. Кудашев.

В феврале 1996 года директор АП СУ З. К. Юшка заключает договор с ЗАО "Строитель", в соответствии с которым ЗАО в виде "финансовой помощи" получает беспроцентную ссуду на 7 лет в размере 400 миллионов рублей. Перечислено же было 472 миллиона, причем со счета дирекции Строящегося завода, по прямому указанию Яшина.

В октябре того же года АП СУ получает от "Русского дизеля" в аренду по смехотворной цене деревообрабатывающий цех с уникальным импортным оборудованием стоимостью 5 миллиардов рублей. И тут же передает его в субаренду "Строителю". Пикантность ситуации заключалась в том, что на момент передачи всем уже было прекрасно известно о грядущей ликвидации АП СУ. На что вскорости было получено и разрешение главы администрации Всеволожского района Н. В. Уласевича. Деньги и материальные ценности, принадлежащие "Русскому дизелю", таким образом, оказались в частных руках членов "семейного" ЗАО.

30 января сего года налоговая полиция направила Яшину официальное предостережение о фактах злоупотреблений со стороны З. К. Юшки и других должностных лиц госпредприятия "Фирма "Русский дизель", в котором предлагалось "рассмотреть вопрос о целесообразности использования в должности директора ЛДЗ Юшки З. К." Никакой реакции, естественно, не последовало. 23 апреля Всеволожская районная прокуратура возбуждает в отношении Юшки уголовное дело по подозрению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. Евгений Павлович хранит гордое молчание.

Навар с "черной дыры"

Парадоксально, но факт: в отличие от большинства гигантов бывшей социалистической индустрии, "Русский дизель" до сих пор остается государственным предприятием.

Впрочем, присмотревшись внимательнее, можно найти этому весьма правдоподобное объяснение. С 1987 года в промзоне близ Всеволожска началось строительство "Производства # 2" _ Ленинградского дизельного завода. Строительство шло с размахом. Суперсовременное оборудование поступало из Швеции, Италии, Германии, Финляндии. Специально под него _ с учетом габаритов, энергопотребления, вибраций и прочего _ возводились цеха. С огромным запасом закладывалась инфраструктура _ на этой площадке должны были разместиться еще 5 предприятий. Деньги из казны сюда текли рекой: до 1992 года просто бюджетные, а потом _ в виде инвестиционных кредитов. Разумеется, в тех условиях своими руками обрезать пуповину, связывающую "Русский дизель" с государством, мог только безумец.

Прелесть ситуации заключалась еще и в том, что использование вкладываемых средств государство контролировало слабо. В итоге завод, уже давно пущенный в строй, до сих пор числится недостроенным. И, следовательно, может еще долго служить "черной дырой", куда будут сливаться государственные миллиарды. На сегодня его балансовая стоимость (исходя из вложенных средств) оценивается в сумму около миллиарда долларов, в то время как реальная цифра, называемая специалистами, раза в два меньше. Над тем, куда делась разница, сейчас бьются сотрудники нескольких весьма серьезных государственных ведомств.

Было бы неплохо, если бы они задались и таким вопросом: как получилось, что оборудованный по последнему слову техники завод не работает сегодня и на десятую долю своей проектной мощности?

Еще лучше было бы, если бы работники этих ведомств, а также правоохранительных органов нашли бы в себе силы не толко констатировать все организационно-финансовые чудеса, творящиеся вокруг "Русского дизеля", но и дать им соответствующую правовую оценку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Хозяин _ барин?

Работники "Русского дизеля" между собой называют свое предприятие "ИЧП Яшина". Вопреки всем превратностям судьбы Евгений Павлович гнет свою линию, не особенно считаясь с мнением окружающих и постоянно демонстрируя безраздельную, ничем не ограниченную власть.

_ Некоторое время назад, _ рассказывает директор недавно созданного Торгового дома "Фирмы "Русский дизель" В. А. Черныш, _ мы вели переговоры с пакистанской фирмой "Альтерн Энерджи" о поставке четырех дизелей. Яшин постоянно встречался с руководителем делегации за закрытыми дверями. В процессе работы требования пакистанской стороны неожиданно изменились _ она резко понизила цену контракта, заявив, что не прибавит ни цента.

На наше возмущение пакистанцы ответили, что договорятся без нас, непосредственно с генеральным директором. И договорились. Контракт был подписан за нашей спиной. Цена поставки упала с 750 тысяч долларов за дизель до 610 тысяч. Причем в нем отсутствовали важнейшие положения, оговоренные заранее, например, банковская гарантия.

Если бы мы не приложили серьезные усилия и не получили гарантию правительства Пакистана, партнер мог вообще ничего не заплатить, и завод запросто потерял бы 2,5 миллиона долларов.

К сожалению, подобная картина наблюдается при заключении большинства контрактов. Причины своей сказочной сговорчивости по отношению к иностранным партнерам Евгений Павлович, разумеется, никому не объясняет. Но как-то раз одна из немецких фирм по оплошности послала нам на имя Яшина факс, где открытым текстом говорилось о полученных адресатом "комиссионных". Их величина составляла сотни тысяч дойчмарок...

События последних месяцев, надо сказать, потребовали от Яшина незаурядной выдержки. 13 августа на "Производстве # 2" состоялся митинг, участники которого объявили, что вступают в забастовочные отношения с работодателем и выражают недоверие администрации в лице генерального директора, "руководство которого привело к экономическому краху предприятия".

После обращения в различные инстанции, вплоть до президента, при правительстве города была создана рабочая комиссия "по разработке плана выведения фирмы из кризиса и по изысканию источников средств для полного погашения долга фирмы по заработной плате". В числе прочего заинтересовалась она намерениями руководства фирмы по распродаже имущества и оборудования завода по заниженным ценам. 1 октября комиссия направила ему официальную просьбу: до окончания ее работы подобных действий не предпринимать. Спустя 5 дней Яшин как ни в чем не бывало подписывает приказ о передаче котельной ЛДЗ в собственность муниципальному предприятию "Тепловые сети" г. Всеволожска и увольнении ее персонала.

22 октября работники "Русского дизеля" устроили марш протеста и митинг у Смольного. Разумеется, Евгений Павлович на нем не выступил и пеплом голову не посыпал. Да и что он мог бы сказать, глядя в глаза этим людям?

Михаил РУТМАН


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]